Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
08.01.2014
13:12
Архипастырские послания

2014 год

Христос рождается – славите! Христос с небес – встречайте!

(из ирмоса 1-й песни канона Рождеству Христову).

Радостный призыв заставляет наши сердца ликовать. Сегодня мы вновь становимся свидетелями и соучастниками Великой Тайны Боговоплощения. Чудо из чудес сходит на землю: ныне от Девы рождается Тот, Кто в Своих руках держит все творение; неосязаемый по естеству пеленается, как смертный человек; Бог, создавший из ничего небо и землю, в эту ночь лежит в яслях; пославший народу в пустыне манну сегодня питается материнским молоком,  как обычный ребенок! (Ср. Стихира 9 Часа Навечерия Рождества, глас 6)

«Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом», – говорит святой Ириней Лионский. Рождеством Спасителя для нас открывается возможность обрести абсолютное счастье через пребывание в Боге. Удивительна сила и высота совершенства Божественной Любви, смиряющейся до человеческой природы, немощи, страданий, Крестной Смерти ради нашего спасения, и при этом нисколько не нарушающей свободы личности! Христос приходит в мир не в славе великого царя,  и  даже не в домашних условиях, как обычный человек. Он приходит в наш мир в уничижении, смиренно выбирая местом Своего Рождения пещеру для содержания животных. В течение Своей земной Миссии Господь призывает всех, но никогда не заставляет верить в Себя. Он смиренно ждет, ждет выбора и самоопределения человека, когда тот сам скажет «верую, Господи» (Мк. 9, 24), чтобы ответить «вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19). В нашей жизни Христос все так же смиренно стоит у дверей нашего сердца, Он готов вселиться в сердце каждого человека (Еф. 3, 17), прийти на помощь каждому, кто захочет отворить Ему дверь.

Христос рождается! Свет Вифлеемской звезды озаряет весь мир. Приходит Господь и в наш славный край, помнящий подвиги великих святителей земли Иркутской Иннокентия и Софрония, пример самоотверженного миссионерства нашего земляка свт. Иннокентия (Вениаминова) и многих других святых, потрудившихся на ниве проповеди Истины. В то же время живы еще раны, нанесенные нашему краю богоборческим периодом истории, когда уничтожалось духовное наследие предков, когда Церковь не то что не могла открыто и полноценно проповедовать, но и сама вера в Бога зачастую становилась для простых людей исповедничеством. Старшее и среднее поколение хорошо помнит те времена, когда жители Саянска и окрестных мест не имели элементарной возможности молиться в храме, участвовать в церковных таинствах, слышать живое слово о Христе. В каком-то смысле мы с вами живем в удивительно благословенное время. Да, нам бывает трудно материально; да, мы не всегда живем так, как этого хотели бы, но вспомним, что пережили наши предшественники, жившие в годы революции, годы кровавых гонений и террора, видевшие ужасы Великой Отечественной войны и послевоенную разруху. Мы не знаем всех этих тягот, и главное – у нас есть возможность свободно приходить к Богу, быть с Ним, служить Ему!

В Рождественский сочельник 2000 года над Саянском раздался колокольный звон, возвестивший людям о начале первого праздничного богослужения в нижнем приделе Благовещенского храма. Спустя 14 лет богослужение на Рождество Христово совершает правящий архиерей уже самостоятельной Саянской епархии. Для меня лично это Рождество особо трепетно, потому как впервые встречаю этот Праздник в архиерейском сане, впервые встречаю его с вами, дорогие мои. И хотя мое служение в  нашей епархии началось всего лишь меньше месяца назад, могу с уверенностью сказать, что всем сердцем полюбил это место и его главное богатство – вас, трудолюбивых жителей. Нам предстоит вместе немало потрудиться в деле возрождения духовности, проповеди и распространения Православия, укрепления семейных ценностей и братских отношений между людьми.

Христос рождается! Он ждет и нашего возрождения в Нем! Предстоящее нам служение требует от каждого из нас личного примера, чтобы мы были христианами не только по имени, но и по жизни. Все мы – части единого организма Церкви, части единого Тела Христова, каждая из которых уникальна и нужна в общем служении Богу. Потому на этом пути очень важно, чтобы верующие – от епископа и пастырей до прихожан самого отдаленного прихода – были активными и трудились вместе, «единым сердцем» несли окружающим людям свет Вифлеемской звезды. И я верю, что как из смиренных яслей Вифлеема воссияла миру Истина, пришло в мир христианство, изменившее кардинальным образом сам этот мир, открывшее Новую эру человечества, так и малые зерна наших совместных трудов с Божьей помощью непременно принесут благодатные плоды, ибо «все возможно верующему!» (Мк. 9, 23)

Сердечно поздравляю всех вас с радостным и светлым праздником Рождества Христова! Мир и благодать Божья пусть пребывают с вами!


Это пасхальное приветствие звучит уже более двух тысяч лет, связывая воедино все исторические эпохи, объединяя всех верных православных христиан в единую и живую Церковь. Этими словами приветствовали друг друга апостолы, этими словами приветствовали друг друга мученики, святые, исповедники, новомученики. Этими словами приветствуем ныне друг друга и мы, соединяясь у Единой Чаши, в Едином Теле Воскресшего Христа.

Эти слова оживотворяют мир, наполняют радостью человеческое естество, даруют упование вечной жизни. Ибо ныне открылась человеку Жизнь Истинная, и нет вечной смерти. Смерть вошла в мир с грехопадением человека, но пришел Тот, кто «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2:8) и Своею смертию воздвиг нас от тли, и упразднил смерть.

Вся Вселенная ныне наполнена светом, «Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1:5). Свет Христов прогоняет тьму, в которой мы пребываем, растворяет мглу греха. Этот свет дает нам увидеть наше недостоинство, и, увидев, исправить себя, открыть свое сердце Христу, принять Того, Кто есть «Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14:16).

Современное общество предлагает человеку множество искушений, зачастую подменяя смыслы, искажая суть вещей. Однако, мы должны помнить, что сами участвуем в формировании общества, поэтому от каждого из нас зависит, каким оно будет. Мы должны начать с себя, со своей души, со своего отношения к ближним. Любовью следует врачевать раны нашего общества. В эти светоносные дни мы должны, как никогда, помнить о наших ближних и свидетельствовать им о Христовом Воскресении не только верой и словами, но добрыми делами и помощью, ибо в этом проявляется христианское единство.

Непростые события, происходящие в современном мире, в политической и социальной сферах, все чаще ведут к разобщенности и вражде. Воздвигая средостение между собой и ближним, мы воздвигаем преграду между собой и Богом и через это отсекаем сами для себя путь спасения. Ныне, пройдя крестным путем Великого Поста и разделив пасхальную радость, мы стремимся соединиться со Христом и во Христе, ибо Он есть Владыка мира, Им разрушено средостение вражды (Еф. 2:14). Единство есть главный залог нашей жизни, ведь только в соборном единстве мы можем создать то общество, которое, стабильно процветая, не будет заложником благ, но будет стремиться к вечной жизни. Христианское единство позволяет преодолеть этнические разногласия, ведь во Христе нет ни эллина, ни иудея (Колл. 3:11), а разногласие – это болезнь нашего общества, особенно в моменты обострения конфликтов.

Достижение соборного единства начинается в малом, в каждом доме, в каждой семье, формируя общину, общество, Церковь. Мы совершаем непростое дело созидания новой христианской общины – Саянской епархии, и главная задача для каждого из нас – стать именно членом этой общины, начинающейся с приходов, собирающейся в благочиния и епархию. Каждый из нас должен стать сугубым помощником каждому, разделять совместно радости и помогать в перенесении скорби. Ибо в христианском пасхальном единстве и есть залог нашего спасения во Христе Воскресшем, Господе нашем. И ныне призываю вас разделить радость Христова Воскресения со всеми и всем свидетельствовать торжество Пасхи: