В годовщину столетия революции Санкт-Петербургской епархией организован концерт «Перезвоны столетий. 1917-2017 год»
7 ноября 2017 года, в годовщину столетия революции и начала подвига новомучеников и исповедников российских, в Ледовом дворце Санкт-Петербурга состоялся концерт «Перезвоны столетий. 1917-2017 год». Организаторами выступили епархиальный совет по культуре при поддержке городского комитета по культуре и Центра культурных инициатив.
В концерте приняли участие хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под руководством Юрия Герасимова, ансамбль «Кронверк Брас» под руководством Ильи Кузнецова (коллектив — автор аранжировок всех прозвучавших песен), звонарь храма Сретения Господня Андрей Иванов.
В начале концерта секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, директор и участник хора духовенства иерей Илия Макаров сказал, что сто лет назад люди захотели погасить звезду Рождества Христова, которая ознаменовала начало нашей эры. Одним из символов «новой жизни» без Бога был маятник Фуко в Исаакиевском соборе, который на самом деле не доказывал отсутствие Бога, а подчеркивал пустоту, воцарившуюся в огромном храме. «У нас другой маятник — язык колокола», — подчеркнул отец Илия и добавил, что Церковь призывает людей к любви, а любовь — это сила, способная все изменить, в том числе чужую злую волю.
Ведущие концерта, актеры Анастасия Мельникова и Александр Галибин, читали подлинные письма людей, в которых отразилась история России за сто лет. Письма деятелей культуры Серебряного века — Александра Блока, Леонида Андреева, Марины Цветаевой, датированные 1917 годом, выражали, при всей разности тона, наивность и непонимание того, что случилось со страной. Письма священномучеников из мест заключения, датированные 1920-1930 годами, свидетельствовали, что возврата к прошлой, нормальной жизни не будет. Письма солдат, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной, усугубляли это ощущение. Иная тональность слышалась в письмах священнослужителей — архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Александра Меня к духовным чадам: становилось понятно, что, несмотря на невзгоды и испытания, любовь все преодолеет.
Видеоряд свидетельствовал об изменившейся жизни, стремлении людей к счастью и радости. От начальных кадров смерти и разрухи (здесь свою роль сыграли не только кадры фотохроники, но и графика Джангира Сулейманова — символические фигуры красноармейцев и крестьян) к изображениям, относящимся к послевоенной жизни, где появляется цвет, радость — пусть пока только стремление к ней.
Неожиданно прозвучала песня «Мгновения» из сериала «Семнадцать мгновений весны» (музыка Микаэла Таривердиева, слова Роберта Рождественского): при этом на экране появлялись портреты наших известных соотечественников, в основном — деятелей культуры, на фоне авангардистских композиций Казимира Малевича, и становилось понятно, что в песне речь идет о проблеме выбора, которая стоит перед каждым человеком. Финал концерта тоже напомнил о творчестве Малевича: на экране возник знаменитый «Черный квадрат». С одной стороны, эта картина была задумана как «антиикона», с другой — многие считают это произведение пророческим изображением пропасти, в которую обрушилась страна. Но постепенно на сплошном черном поле стал проявляться лик Спасителя, ознаменовавший, что вера и любовь во Христе преодолеют трагическое разделение, возникшее в обществе сто лет назад.
В проекте использованы не только широко известные материалы, связанные с выдающимися личностями, но и малоизвестные, а также никогда не публиковавшиеся, связанные с частной жизнью простых людей.
«За месяц до концерта мы разместили в соцсетях объявления с просьбой прислать нам черно-белые семейные фотографии с 1917 по 1970-е, — рассказала корреспонденту ИА “Вода живая” режиссер Алена Поликовская. — Многие откликнулись. Мы включили в видеоряд почти все снимки, кроме тех, которые были совсем плохого качества. Фотографии были смонтированы в огромное панно, которое демонстрировалось, когда хор исполнял песню “Ах ты, степь широкая”. Получился коллективный портрет страны за сто лет, так что наш проект — поистине народный».