Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
20.08.2023
0:00
Новости Патриархии

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

patriarchia_1908023_mini19 августа 2023 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Каждый православный христианин знает, что это за праздник и какое событие Церковь вспоминает в этот день. Но скажем то, о чем, может быть, многие не задумываются. Господь преобразился в славе пред святыми Своими учениками и апостолами. Почему же Он не сделал этого раньше? Почему не в самом начале, когда Он выходил на проповедь и призывал к Себе апостолов, — почему бы Ему тогда не преобразиться во славе, чтобы они точно знали, что проповедуют Христа, Мессию? Чтобы они действительно относились к каждому Его слову как к слову Божественному? Может быть, тогда и Иуда не предал бы Спасителя? Может быть, и многие другие события протекали бы иначе, силой Божией?

Но Господь этого не сделал. Он преобразился в славе пред учениками Своими в преддверии Своих страданий. Потому что сознавал и, более того, точно знал, как Всевидящий, что если не укрепить веру апостолов, то они могут не выдержать страшных соблазнов и искушений, связанных с Его страданиями. Забудут о чудесах, забудут о словах великих, насмерть перепугаются и отрекутся — ведь так и произошло с одним из апостолов. Но Господь являет им Свою славу, чтобы, видя Его распинаемым, они, как сказано, страдание уразумели вольное и миру проповедали, что Он Христос, Сын Божий.

Вот для этого и потребовалось ученикам увидеть Христа во славе. Своего Учителя, Который внешне был таким же, как они, Который так же, как они, ходил по пыльным галилейским и иудейским дорогам, испытывал жажду и всяческую нужду. В Этом равном им Человеке надо было узреть Мессию, Спасителя мира. Потому и потребовалось чудо, такое скоротечное, как блеск молнии, — увидеть на мгновение Христа иным, Тем, Кто Он есть, Сыном Божиим, пребывающим во славе.

И это событие происходит, и Господь Спаситель является в окружении давно ушедших из мира пророков. Является во славе и дарует апостолам свидетельство о Своей Божественной силе. И мы знаем, что апостолы остались верны Спасителю. Конечно, в какой-то момент все перепугались, разбежались, и даже апостол Петр, самый ревностный, и тот стал кривить душой, только бы его не арестовали вместе с Учителем. Но все-таки веру в Спасителя они сохранили и связь со своим Учителем не прервали! И, может быть, во многом именно потому, что видели Его Божественную славу в день Преображения.

А если перенести это событие в нашу с вами жизнь? Как много у нас соблазнов, искушений, которые переключают наше сознание, переориентируют его от Бога, от Христа, от Спасителя, от молитвы в мир, где мы живем, где происходит множество событий больших и малых, хороших и плохих. Мы вовлечены во всю эту круговерть земной жизни, и как же она нас затягивает! Иногда даже православные люди времени не находят, чтобы в храм зайти. Кто-то мне рапортовал с внутренним удовлетворением: знаете, я каждую Пасху и Рождество в храм прихожу! Ну какой же ты православный, если только на Пасху и на Рождество в храм приходишь? И что же нужно сделать для того, чтобы люди и в храм Божий приходили, и слово Божие читали, и старались жить по Божиему закону?

Господь нас не сподобил нового Преображения, и этого Преображения не будет до Его второго славного и страшного Пришествия. Но тогда закончится история, исчерпаются все возможности изменить жизнь к лучшему, тогда мы предстанем пред Господом как Судьей, а не как милостивым Учителем. Вот для того чтобы в этой жизни мы сумели скорректировать свое движение по этому пути, чтобы мы осознали всю важность пребывания в вере и Богообщения в молитве, Господь и даровал апостолам, а через них и нам всем это замечательное событие Его Преображения.

Мы не видим сейчас Господа во славе, нам этого не дано, но мы верим в свидетельство апостолов, которые письменно запечатлели удивительный опыт общения с преображенным Спасителем в окружении двух ветхозаветных пророков — Моисея и Илии. Казалось бы, сомкнулись времена, но на самом деле апостолы были восхищены из этой физической реальности мира и были там, где нет времени и нет пространства; они видели то, чего не могли видеть человеческим взором, — они видели Христа во славе. И, пораженные этим событием, отошли с горы, где произошло это событие, с твердой верой. И как нужна была им эта вера, когда через короткое время они увидели Спасителя поверженным, оскверненным, оболганным, слабым, несущим на Себе крест, а затем и висящим на кресте вместе с разбойниками! Но, пройдя через опыт Преображения, они уже не могли предать Спасителя; на это оказался способен только Иуда-предатель. Да, страха ради иудейска, как говорит слово Божие (Ин. 19:38), они вначале разбежались, но потом снова собрались вокруг своего Учителя и остались Ему верными даже до смерти.

Для нас это повествование важно вот чем. Господь, как я уже сказал, дает и нам возможность встретиться с Ним в этой жизни через молитву, через причащение Святых Христовых Таин, через наш собственный, может быть, не очень богатый, но реальный духовный опыт. И для того чтобы мы не теряли веру, для того чтобы суета мира нас не поглотила, для того чтобы мы помнили, что Господь явится судить живым и мертвым, нам даруется празднование Преображения Его, запечатленное в церковном календаре и ежегодно отмечаемое особо торжественно в этот день. И мы с вами, собравшись, прославляем Христа преображенного перед учениками, Христа, явившего свою Божественную славу, Христа, в Которого мы верим не просто как в Учителя и Мудреца, а как в нашего Спасителя и Бога. Мы верим, потому что было Преображение, а затем и Воскресение, и Вознесение Спасителя, которым Он запечатлел Свою Божественную природу, явил всем нам Свою Божественную силу, а значит, и образ того, что обращение к Нему, молитва к Нему, вера в Него есть вера в Бога, а молитва есть обращение к Творцу и Вседержителю, к Тому, в чьей деснице все творение, весь космос, весь мир и душа каждого человека. И, укрепляемые этой верой, давайте в жизни своей быть максимально сильными духовно и никогда не терять связи с Господом. А эта связь — еще раз скажу — в первую очередь даруется нам через молитву, через посещение Божиего храма, через причащение Святых Христовых Таин. У нас так много средств, которые соединяют нас с Воскресшим Спасителем, и какое же безумие отвергать эти возможности, эти средства — иногда просто по неведению, забвению и, как я часто говорю, по окамененному нечувствию, по неспособности увидеть, понять и сердцем принять Господа и Спасителя нашего!

Сегодня праздник Преображения Господня должен отразиться преображением в наших сердцах. Конечно, мы неспособны в одночасье изменить нашу жизнь, мы неспособны преобразиться во мгновение ока, как преобразились апостолы в лучах Божественного Преображения, но мы должны помнить, что преображение — это наша задача. Каждый день мы должны посвящать тому, чтобы становиться хотя бы на какую-то маленькую дистанцию ближе к Богу, а значит, лучше и душой, и всею жизнью своею. Сегодняшний праздник требует от нас этого движения навстречу Господу и Спасителю нашему, преобразившемуся во славе и через Преображение даровавшему всем нам великую надежду на спасение через общение с Ним и молитву, которая, достигая Божественного Престола, дарует нам жизнь вечную. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси