- Главная
- Хиротония
Хиротония
Настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Магаданской епархии игумен Алексий (Муляр) был избран епископом Саянским и Нижнеудинским 2 октября 2013 года на очередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве (журнал № 107).
6 октября 2013 года за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе Магаданской епархии игумен Алексий (Муляр) был возведен в сан архимандрита епископом Магаданским и Синегорским Иоанном (ныне – архиепископ Магаданский и Синегорский). Владыка Иоанн тепло поздравил отца Алексия с избранием во епископа. Пожелания всеукрепляющей помощи Божией в предстоящих трудах прозвучали также от прихожан собора.
Наречение архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского состоялось 1 ноября 2013 года в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Чин наречения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Мурманский и Мончегорский Симон; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
При наречении архимандрит Алексий обратился к Предстоятелю и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый Первосвятитель и отец! Боголюбивые архипастыри!
В твердой вере в силу «Божественной благодати, всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», смиренно стою пред вами с просьбой о молитве о моем недостоинстве, ибо не вижу в себе ничего соответствующего высокому архипастырскому служению.
С первых дней жизнь моя течет в Церкви Христовой. Милостивый Господь с раннего возраста сподобил меня иметь общение с прекрасными архипастырями и пастырями, с благочестивыми христианами, в нелегкое время стоявшими в вере Христовой. Сын соборного клирика города Луцка, при владыке архиепископе Дамиане я стал прислуживать в алтаре собора, который был для меня подобен Царству Небесному. Яркий след в моей жизни оставил владыка архиепископ Варлаам (Ильющенко). Во многом благодаря именно ему начинало складываться осознанное понимание, что вся моя жизнь должна проходить в Церкви, у престола Божия. Слова благодарности приношу Волынским архипастырям архиепископу Варфоломею и митрополиту Нифонту. Огромную духовную поддержку в моей жизни оказал митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Киево-Печерской лавры.
Начало девяностых годов ХХ века было временем особых испытаний для Православия на Западной Украине. Несомненно, по наущению врага спасения рода человеческого против истинной Церкви восстали все, кто только мог это сделать. Униаты, автокефалисты нанесли страшный удар по волынским храмам. Со слезами на глазах я часто вспоминаю страшный 1992 год, когда насильственно был захвачен наш кафедральный собор, в котором я вырос. Памятуя о великом подвиге всего украинского народа, пронесенном в те тяжелые годы, я опытно знаю, сколь дорого и необходимо каноническое единство, которое особенно чувствуется между православными христианами России и Украины под Вашим богомудрым водительством, Святейший Владыка.
Большая и даже бОльшая часть моей жизни прошла в России. В 2004 году я стал послушником великой русской обители — Ипатьевского монастыря города Костромы, где уже через год принял монашеский постриг. Это были великие времена славной обители. Именно в это время монастырь был полностью возвращен Церкви. Сколько трудов тогда еще Костромского архиепископа Александра, ныне митрополита Астанайского и Казахстанского было положено на благо обители! Сколько трудов тогда наместника архимандрита Иоанна, ныне епископа Магаданского и Синегорского, было приложено к трудам и молитвам Костромского архипастыря! Сколько милости Божией излито на мое недостоинство через владыку митрополита Александра! Пример его служения на Костромской кафедре — это пример беззаветного жертвенного служения Церкви. Какая доброта к людям исходила от владыки! Какая любовь к святыням благодатной Костромской земли! Чрез положение рук владыки Александра я стал иеродиаконом, иеромонахом, игуменом.
Особые слова благодарности хочу принести Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду за оказанное мне доверие при избрании на архиерейское служение.
Сердечно благодарю и своего духовного отца, епископа Магаданского и Синегорского Иоанна, живое созерцание святительского подвига которого особенно показывает мне собственную слабость и несовершенство.
Сегодняшний день требует от Церкви административных преобразований. Создание новых епархий дает свои результаты. Уже теперь становится очевидным, что в этих епархиях может появиться значительное количество новых приходов, наполненных людьми, ради которых и делаются эти преобразования. К таким результатам стремится и Иркутская митрополия, на одну из епархий которой я призываюсь ныне.
О Иркутская земля, часть великой русской Сибири, воспетая в русской литературе, оплаканная выдающимся русским писателем Валентином Распутиным! «Цивилизация, — пишет он, — с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». Действительно, цивилизация без Бога нежизнеспособна. Лишь Господь, создатель всего благого из ничего, может удержать этот мир от распада физического и духовного. И сколько же делает Церковь, мобилизуя человеческие души на соработничество Богу!
С трепетом вспоминаю подвиг великих Иркутских святителей Иннокентия и Софрония, прибывших в Сибирь из Малороссии, положивших все свои силы на благо России Великой, на благо Церкви Христовой.
Особо хочется сказать об уроженце Иркутской земли святителе Московском Иннокентии, великом равноапостольном подвижнике, просветителе многих народов и многих территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока. Служа в кафедральном соборе города Магадана, можно, — конечно, лишь в малой степени, — представить себе удивительный подвиг прославленного миссионера, который не один раз обошел Колымскую землю, проповедуя христианство коренным народам, поддерживая казаков, живших с XVII века на берегах Охотского моря.
Взываю смиренно ко Господу словами святителя Иннокентия при наречении во епископа: «Господи! Пред Тобою и от Тебя все желание мое: твори волю Твою во мне и чрез меня; благослови меня на служение Тебе благословением неотъемлемым; даруй мне новое желание и новые силы быть полезным Церкви и Отечеству… Святая Дева и Богородице! Святии Апостоли, святители, праведнии и вся Небесная Церковь! Усердно молю вас молиться о мне ко Господу… Восприимите меня в молитвы ваши и молите Господа, да будет со мною благодать и милость Его всегда».
2 декабря 2013 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, где находится рака с мощами святителя Филарета. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Муляра) во епископа Саянского и Нижнеудинского (Иркутская митрополия). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПРИ ВРУЧЕНИИ АРХИЕРЕЙСКОГО ЖЕЗЛА ПРЕОСВЯЩЕННОМУ АЛЕКСИЮ (МУЛЯРУ), ЕПИСКОПУ САЯНСКОМУ И НИЖНЕУДИНСКОМУ
Преосвященный епископ Алексий!
Божественный и Животворящий Утешитель, исходящий от Отца Светов и почивающий на Единородном Сыне Его, — Дух истины — снизошел ныне на тебя. Через возложение на твою главу Евангелия и рук архипастырей Он соделал тебя архиереем, дабы ты, по слову Писания, пас Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (см. Деян. 20:28).
Ты направляешься на служение в новообразованную Саянскую епархию, входящую в состав Иркутской митрополии. В этом регионе ранее велась активная работа под руководством Преосвященного митрополита Вадима, однако многое еще предстоит сделать тебе в указанном перстом Божиим уделе.
Тебе надлежит иметь попечение о подготовке будущих служителей святого алтаря, ибо «жатвы много, а делателей мало»(Лк. 10:2). Именно поэтому сегодня и происходит активный процесс образования новых епархий. Но вместе с тем «рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5:22). Не испытав прежде веру и благочестие кандидата в священный сан, не рукополагай такового.
Заботься также и о благополучии братства клириков епархии, которое тебе предстоит возглавить. Памятуй слова апостола Павла, предостерегающего нас о том, что, если кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного(см. 1 Тим. 5:8). Опираясь на личный многолетний архипастырский опыт, готов свидетельствовать: чрезвычайно важно, чтобы епископ знал проблемы, чаяния и нужды духовенства, жил с ним одной жизнью, вникая в его тяготы, скорби и обстоятельства служения.
Ответом на такую заботу будет любовь и уважение клириков к своему архипастырю, всемерная поддержка и солидарное взаимодействие в осуществлении православной миссии и утверждении правды Божией. Ты же, со своей стороны, старайся явить добрый пример почтительного отношения к главе митрополии, с которым тебе предстоит вместе трудиться в Винограднике Христовом.
Господь уже судил тебе ранее нести послушание на восточном рубеже нашего Отечества, и ты не понаслышке знаешь о трудностях служения в отдаленных от церковного центра регионах. Однако в нашей Церкви нет и не может быть лучших или худших епархий, потому что мы «все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13) и все совершаем одно общее дело во имя Христово. Все люди нуждаются в пастырском окормлении независимо от того, живут ли они в столичном мегаполисе или в затерянном среди бескрайних пространств Восточной Сибири селении.
Убежден при этом, что архиерей не может оставаться равнодушным не только к духовным, но и к социальным, культурным и даже экономическим проблемам, волнующим людей. Все, что беспокоит паству, должно находить отклик в сердце епископа.
Предвижу, что по прибытии на место твоего служения ты неизбежно столкнешься с трудностями, но не отчаивайся и не устрашайся. Уповай на помощь Божию, ищи укрепления в молитве и помни, что так происходит со всяким новопоставленным архиереем. Скажу тебе более того: по-другому и быть не может. Масштаб задач, стоящих сегодня перед нашей Церковью, напрямую соотносим с теми проблемами, которые встречает каждый архипастырь, если только он ревностно совершает свои труды на ниве Господней.
Как Патриарх, я пристально наблюдаю за процессами, происходящими в епархиях, и мне вполне очевидны имеющиеся положительные изменения, а также и прямая зависимость успехов в церковной жизни от инициативности и усердия правящего архиерея. Именно поэтому архиерей несет особую ответственность за паству и перед Богом, и перед Священноначалием, и перед всей Церковью.
Епископ — это не только блюститель, внимательно смотрящий за состоянием словесного стада Христова, врученного ему промыслом Божиим. Архипастырь — это одновременно, по самому своему положению тот, кто просто обязан быть «образцом для верных» (1 Тим. 4:12), тот, кто личным примером научает людей следованию Евангельским заповедям. Именно поэтому канонические правила столь требовательны к кандидатам в епископский сан. Некоторые недоумевают, когда мимо них проходит жребий избрания во епископа, и спрашивают: «Ну, чем же я хуже другого?» Но следует помнить, что на епископское служение людей избирает Сам Господь.
Быт, а равно и биография всякого архиерея подвергаются тщательному рассмотрению и строгой оценке не только со стороны православных христиан, жаждущих видеть в нем идеал святости, но и людей внешних, не все из которых мирно настроены по отношению к Церкви. Таковые стремятся отыскать любой повод для порицания епископа, похулить его за любой сомнительный поступок или хотя бы уловить что-нибудь из уст его, чтобы обвинить его (ср. Лк. 11:54).
Тебе необходимо по мере сил выстраивать добрые взаимоотношения со всеми слоями и группами общества: с интеллигенцией и с простыми трудящимися, с общественными организациями и государственными структурами. Всех должно вместить твое сердце, и всем ты должен жизнью явить Христа, призывающего каждого человека к единству с Собой.
Памятуй непрестанно и о том, что тебе надлежит развивать все без исключения направления епархиальной деятельности: проповедовать слово Божие, научать молодое поколение спасительным истинам Православия, осуществлять просветительскую работу, организовывать систематическую помощь нуждающимся и обремененным недугами и скорбями. Но это многообразие обязанностей невозможно исполнить, опираясь лишь на свои способности. Потому не ослабевай в молитве, как можно чаще совершай Евхаристию, ибо через приобщение к Животворящему Телу и Крови Христовой подается сила Божия, преобразующая человеческое естество и дарующая возможность с успехом совершать дела во славу Святой Церкви.
Вручаю тебе сей жезл. Прими его как знамение твоей ответственности за паству, которую надлежит вести тебе неукоснительно ко спасению, заботясь неустанно о благополучии каждой вверенной твоему попечению души христианской. Теперь же от избытка полученных духовных даров благослови людей православных, своими молитвами соучаствовавших в совершении таинства хиротонии. Аминь.