Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
17.04.2022
0:00
Архиерейское служение

Всенощное бдение в канун празднования Входа Господня в Иерусалим

Вечером 16 апреля 2022 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим (4 апреля по Церковному календарю), епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий совершил Всенощное бдение.

Богослужение состоялось в кафедральном Благовещенском храме в городе Саянске. Владыке сослужили благочинный Саянского церковного округа протоиерей Иоанн Борисюк, секретарь Епархиального управления иерей Владимир Данилко, протоиерей Павел Талалаев, иеромонах Герасим (Преображенский), иерей Иоанн Гернеший.

На утрени после чтения Евангелия епископ Алексий совершил освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий), а затем – помазание верующих благословенным елеем.

Ветви вербы являются для нас символом пальмовых ветвей, с которыми жители Иерусалима встречали Господа как Царя и Мессию. С ними мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим. Одна из особенностей этого праздника та, что он имеет два тропаря. Один тропарь праздника является общим с Лазаревой субботой и как бы объединяет событие воскрешения Лазаря и входа в Иерусалим:

«Общее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне». Здесь говорится о том, что мы встречаем Христа как Источника общего воскресения и, “знамения победы носяще”, возглашаем осанну, свидетельствуя этим, что Грядущим ныне во имя Божие нам даруется спасение от смерти. Второй тропарь показывает нам другую особенную черту этого события, звучит он так:

«Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне».

Здесь говорится от лица всех, кто собрался в храме: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш», – вот мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни «сподобихомся Воскресением Твоим». Этот тропарь посвящён не празднуемому событию, а таинственному смыслу христианской жизни. С этой же темой в Неделю ваий связана стихира, которая повторяется за праздничным богослужением семь раз (наверно, это нужно, чтобы обратить на этот текст особое внимание):

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних».

 Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше таинственные слова: «И вси, вземше Крест Твой, глаголем». Обычно ведь говорят о несении своего Креста, а как нам взять Крест Христов? Должно быть, здесь говорится о горячем сердечном стремлении в течение Страстной седмицы разделить с Господом путь на Голгофу. Господь грядет на вольную страсть, и мы стремимся пойти вместе с Ним. Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого «благодать Святаго Духа собра» сегодня в Божием храме.