Сотрудниками Куйтунской межпоселенческой библиотеки с помощью районной администрации и Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив “Соработничество”, средства которого были получены после победы в грантовом конкурсе “Православная инициатива”, реализован содержательный краеведческий проект по истории православных храмов Куйтунского района. В результате была создана и опубликована книга “Храмов благовест святой” с информацией о действовавших в сельских поселениях церквях. Презентация книги состоялась в Куйтунской библиотеке 5 марта 2020 года.
В царское время, по словам руководителя проекта заведующей отделом краеведения и библиографии Татьяны Дубыниной, в поселениях, располагавшихся в границах современного Куйтунского района было 18 храмов и одна часовня. Все они оказались закрытыми в годы становления советской власти, большая их часть разрушена, до наших дней частично сохранились четыре церковных здания.
В ходе реализации проекта Татьяна Михайловна и библиотекари совместно с настоятелем храма Всех Сибирских Святых п.Куйтун иереем Игорем Кочкиным при участии настоятеля Свято-Никольского храма с.Кимильтей протоиерея Владимира Антонова посетили сёла, в которых когда-то стояли храмы и раздавался колокольный звон. Они встречались с сельчанами, делились уже имеющейся информацией и собирали воспоминания старожилов.
В селе Уян, где сохранилась нижняя каменная часть Михаило-Архангельского храма был записан сохранившийся в поколениях рассказ о дивном колокольном звоне, который по реке Ока доносился за 25 километров до села Кимильтей, где раздавался ответный звон. Как советские богоборцы сбрасывали колокола, видели все жители села. Когда натянули канаты, колокола переливались солнечным золотом, а когда гулко ударились о землю, – почернели…
В селе Усть Када З.П.Остапенко рассказала, что стоявшая там деревянная Покровская церковь штукатурилась белой глиной, которую брали возле Оки. До 1961 года в церковном здании размещался зерносклад, а потом – до 1992 года находился клуб.
В селе Барлук сохранилась нижняя (каменная) часть Успенского храма. по воспоминаниям старожилов, у церкви был большой колокол, на службах всегда было многолюдно. Рядом с храмом располагалось церковное кладбище, на котором в советское время построен детский сад…
В селе Карымск стоял Покровский храм. О том, как разорили его рассказали Е.М.Туранова (1928 года рождения) и А.И.Маршалок: “Приехали неизвестные мужики, поснимали колокола. При закрытии церкви ломали и тащили всё подряд. Участвовала в этом одна беременная женщина, у которой вскоре родился уродец. А иконы сожгли”.
Усилиями библиотекарей собранная информация систематизирована и опубликована в книге, которая имеется в библиотеке всех сельских поселений района. Кроме того, весь комплекс сведений доступен в сети Интернет, где на платформе izi.TRAVEL Татьяна Дубынина создала виртуальный тур “Храмов благовест святой”.
Прошлое не уходит, оно остаётся в нас и остаётся с нами, если мы внимательны к истории своего народа. Это важно. Потому что, чем сильнее историческая память, тем крепче созидаемый нами фундамент будущего. Придёт время и оставшиеся без церквей селения вновь огласит колокольный звон, который станет ответным святому благовесту храмов прошлого.