30 сентября 2020 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялась историко-литературная конференция «Образы святых в русской литературе».
Для обсуждения были предложены следующие темы: образы святых Русской Православной Церкви в классической русской литературе; образы святых в современной русской литературе (с 1990-х годов по сей день), сравнение с дореволюционным периодом; вопросы популяризации образов новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви XX столетия в современной литературе; как сделать в наши дни тему святости привлекательной для творческой работы русского писателя и для читателей?
В мероприятии приняли участие: В.В. Бондаренко (Минск), лауреат премии имени Ф.М. Достоевского (заочно); Д.М. Володихин (Москва), лауреат Патриаршей литературной премии; О.И. Елисеева (Москва), лауреат премии «Золотой Дельвиг»; Н.В. Иртенина (Московская область), лауреат премии «Новая библиотека»; Е.А. Федорчук (Саратов), лауреат премии «Новая библиотека»; И.А. Богданова (Санкт-Петербург), лауреат премии имени С.Т. Аксакова; В.Ф. Терехин (Калуга), лауреат международной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина; С.С. Арутюнов (Москва), главный редактор конкурса «Лето Господне»; В.Ю. Малягин (Москва), главный редактор издательства «Даниловский благовестник».
Митрополит Климент сделал краткий обзор того, как раскрывалась тема святости в русской словесности от Средневековья до наших дней. «Последние три десятилетия обогатили русскую литературу множеством полновесных, художественно состоятельных образов святых. Так, например, лауреат Патриаршей литературной премии Александр Юрьевич Сегень нарисовал утонченно-изысканные портреты преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского в романе “Державный”. Алексей Иванов обратился к судьбам святого Филиппа, митрополита Московского, а затем рассказал о святых Сибири: святителях Иоанне и Филофее Тобольских. К теме святости обращались в своих произведениях известные писатели Владимир Крупин, Валерий Ганичев, Константин Ковалев-Случевский, Дмитрий Володихин, Наталья Иртенина. О святом воине Феодоре Ушакове и преподобном Серафиме Саровском рассказала Ольга Игоревна Елисеева. Много книг, посвященных православным святым, вышли в серии “Жизнь замечательных людей”. И здесь хотел бы отметить замечательную книгу Вячеслава Бондаренко об отце Иоанне (Крестьянкине) и вышедшую в этом году книгу “Святые старцы”», — сказал владыка Климент.
Глава Издательского Совета также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее — образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», — заключил митрополит Климент.
На конференции был представлен доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам. «Моя книга “Святые старцы”, изданная в серии “Жизнь замечательных людей” в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам XVIII-XX столетий. Это десять небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского. Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато — как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?» — отмечалось в докладе.
Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над портретами святых, обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов “окунает” средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», — подчеркнул докладчик.
Участница конференции историк и прозаик Ольга Елисеева поделилась опытом работы над историческими романами. В частности, она рассказала, как создавала образ святого Феодора Ушакова и описывала реалии эпохи, в которой он жил. Докладчик также отметила, что русские писатели-классики чувствовали робость при изображении духовенства и Русской Церкви в художественных произведениях, а современные писатели более смело и дерзновенно рассказывают о своем личном духовном опыте и религиозной жизни.
Писательница Наталья Иртенина рассказала, что прикосновение к теме святости требует от писателя особой ответственности. По ее словам, необходимо руководствоваться чувством меры, держать дистанцию между собственной личностью и личностью святого, не пытаться подменять его собой, своими мыслями и представлениями, относиться к нему с должным почтением. По ее мнению, биографии многих русских святых могут быть описаны в художественной литературе. «Это и благоверные князья, и архиереи-святители, созидатели русской государственности и культуры, и монахи-преподобные, прямые участники и свидетели судьбоносных событий отечественной истории, и блаженные, благочестивые жены, мученики, особенно новомученики и исповедники XX века. На этом перекрестье двух тематических векторов — святости и истории — могут создаваться произведения, исполненные не только христианского, но и глубокого патриотического звучания, просветительского духа. Знакомясь с перипетиями исторического сюжета, читатель будет впитывать знания о том, какую роль играла Церковь, церковные подвижники, святые в становлении российской державности, независимости, в отечественном просвещении, в военных победах», — сказала Наталья Иртенина.
Прозаик Екатерина Федорчук сделала обзор творчества современных авторов, которые пишут на православную тему. Среди книг, которые вызвали широкий читательский отклик, — «Несвятые святые» митрополита Псковского Тихона, «Лавр» Евгения Водолазкина, «Современный патерик» и «Бог дождя» Майи Кучерской.
Писательница Ирина Богданова посвятила свое выступление вопросу о том, как сделать тему святости привлекательной для творческой работы писателя наших дней и для современного читателя. По ее мнению, нужно писать увлекательно и понятно. «Хорошим примером сочетания захватывающей прозы и религиозной тематики служит книга “Несвятые святые” митрополита Тихона (Шевкунова), которую с одинаковым восторгом читают и верующие, и неверующие. Еще можно вспомнить роман Солоницина о святом Иоанне Шанхайском и рассказы о святых лауреата Патриаршей литературной премии отца Николая Агафонова», — отметила Ирина Богданова. Она также рассказала, как работала над образом Ксении Блаженной при создании книги «Отзвуки времени». «Во-первых, пишущий о святом не имеет права отступать от жития и выдумывать эпизоды, которые не отражены в церковных источниках или не подтверждены исследованиями. Во-вторых, писатель должен избегать приписывать свои мысли святому или говорить от его лица. В-третьих, надо очень тщательно проработать эпоху и место действия», — рассказала Ирина Богданова.
Писатель Сергей Арутюнов посвятил свой доклад образу Сергия Радонежского в рассказе Ивана Шмелева «Куликово поле». Это произведение повествует о чудесном явлении в Советской России преподобного Сергия, ободряющего и укрепляющего христиан богоборческой эпохи. Докладчик подробно проанализировал содержание рассказа и художественные приемы писателя, сделавшего христианского подвижника героем своего рассказа. «Святому можно пересечь громадные пространства, расслышать мысли любого смертного — а значит, и молитву, обращенную как к нему, так и ко Господу, быть и в прошлом, и в будущем вечно», — отметил Сергей Арутюнов. Он также затронул тему влияния веры на русскую прозу на примере творчества И.С. Шмелева, Н.С. Лескова, А.М. Ремизова и Андрея Белого.
Поэт Вадим Терехин в своем выступлении коснулся религиозной темы в творчестве Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама и Ю.П. Кузнецова. А драматург и прозаик Владимир Малягин поделился размышлениями о том, как раскрывалась тема святости в творчестве Ф.М. Достоевского.
Также на конференции опытом создания книг о свт. Луке (Войно-Ясенецком) поделилась гостья из Переславля-Залесского писатель Екатерина Каликинская.