Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
15.10.2016
0:00
Новости Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками II Международного православного студенческого форума

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кириллпосетил II Международный православный студенческий форум, организованный в 75-м павильоне ВДНХ Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви и Правительством Москвы. Центральным событием II Международного православного студенческого форума стала встреча Святейшего Владыки с молодежью, в ходе которой Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.


Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. С этой точки открывается прекрасная картина: молодые православные люди — просвещенные, интеллектуальные, энергичные — собрались в Первопрестольном граде, чтобы обменяться мнениями, показать свои достижения, поразмышлять о многом и, может быть, самое главное — почерпнуть для себя то важное, что в одиночку бывает сложно сформировать в своем сознании.

 

Собственно говоря, образование — это и есть обмен информацией. Что-то есть у носителя информации, что-то у слушающих, но процесс взаимного обогащения формирует личность, и поэтому я выступаю перед вами не как лектор, а как один из вас — отличающийся от вас по возрасту, но полностью открытый умом и сердцем к тому, чтобы воспринимать все, что вы скажете, и то, что я уже сейчас увидел и увижу. Думаю, у нас замечательный пример соборного взаимного обогащения.

 

В 90-е годы нас пугали тем, что нашей молодежи больше нет. Утверждали, что большинство людей талантливых, образованных уехали за границу, остались одни неудачники. От безысходности среди молодежи стало распространяться множество пороков. Депрессивной была вся общественная атмосфера, и молодежь находилась под ее воздействием. Иногда, указывая на молодежь, нам говорили: «И это ваше будущее? У вас нет будущего!» Но мы никогда не верили этим страшным словам. Мы молились и работали для того, чтобы у нас было будущее, чтобы появилось новое поколение россиян, способных на подвиг, способных на вдохновение, способных на творчество, способных на формирование такого общественного состояния, которое заключало бы в себе потенциал для будущего.

 

Мы далеки от триумфализма, потому что многие проблемы еще не решены, но динамика развития страны, в том числе динамика развития нашего молодежного сообщества (я имею в виду не только православных, но и молодежь в целом), сегодня, несомненно, имеет положительный вектор и набирает силу.

 

А теперь позвольте мне сказать несколько слов о том, как я вижу место молодежи в нашей общественной жизни, значение молодежи, ее уникальный вклад молодежи в жизнь всего народа. Когда Господь Иисус Христос призвал Своих учеников, Он сказал им: «Вы соль земли» (Мф. 5:13). Что такое соль? Это вещество, небольшое количество которого определяет вкус большого количества пищи или предохраняет ее от разложения. Количество соли и количество продукта, вкусовые качества которого соль изменяет к лучшему, несоизмеримы. Соль — это всегда меньшинство, но без этого меньшинства большинство погибает. Потому Господь и сказал: «Вы должны быть солью земли». Не вся земля должна стать солью, а вы, горсточка людей. А к кому Он обратился? К умудренным жизненным опытом старцам, книжникам, ученым, политической элите Своего народа? Он обратился к группе молодых людей. Все апостолы, вероятно, были молоды. Самому Спасителю было только 30 лет. Может быть, кто-то из апостолов был постарше, а многие, наверное, были еще моложе. Он объединил вокруг себя молодых людей и им сказал: «Вы должны быть солью мира». И что произошло? Эти молодые люди стали на путь поразительного свидетельства о всем том, что они слышали от своего Учителя, и они изменили мир.

 

Поэтому, задумываясь о роли и значении молодежи, мы должны воспринимать ее очень серьезно. Не должно быть никакого патернализма, не нужно с молодежью заискивать. Надо оставаться самим собой, но отдавать отчет в том, что молодежь — это серьезная аудитория не только потому, что от нее зависит будущее, но и потому, что уже сейчас, в этот самый момент, у молодежи есть силы быть солью земли.

 

Ну, а что же совершили святые апостолы? Они вышли с проповедью в языческий мир, который, конечно, смотрел на них свысока, как и иудейский мир смотрел свысока на Спасителя. Во всех диалогах Христа с книжниками просматривалось чувство их превосходства: «Тебе ли нас учить?!» Он действительно был молод, Он не был аристократом, Он был из простой семьи, и вдруг Он начинает не просто учить, но бросать вызов интеллектуальному и политическому истеблишменту. И апостолы пошли по тому же непростому пути — надо было идти против течения, надо было совершать подвиг…

 

Теперь хотел бы сказать несколько слов о подвиге. «Подвиг», «движение» — у этих слов один и тот же корень и между ними — несомненная смысловая связь. Не может быть подвига без движения. А движение вперед предполагает напряжение всех сил, концентрацию энергии, разума, воли, чувств. Движение предполагает высокое целеполагание, и тогда движение становится подвигом.

 

Вы лучше меня знаете, что сегодня происходит в массовой культуре, в кинематографе, хотя я тоже стараюсь не отставать и иногда что-то смотрю, правда, урывками, потому что не всегда хватает времени. Но вот мне как-то не встречается, за редчайшими исключениями, пропаганда подвига. Пропаганда успеха — да, бывает. Человек должен быть успешным — получить хорошее образование, много зарабатывать, видеть мир, наслаждаться жизнью. Конечно, он должен научиться также преодолевать трудности, но сама идея подвига в мировом кинематографе очень слабо представлена. У нас появляются иногда фильмы очень хорошие, касающиеся нашего военного прошлого или героизма таких, как, например, Александр Прохоренко, русский воин, который погиб под Тадмором в сирийской провинции Хомс, наведя на себя удар своих же товарищей, чтобы не сдаваться в плен. Это действительно Герой России, но многие уже забыли имя Александра Прохоренко, как забывают имена пожарников, погибших за други своя, как нередко мы забываем имена наших героев, подлинных подвижников. На самом деле идея подвига должна быть в центре внимания, потому что с подвигом связано подлинное развитие личности, общества и государства. В противном случае жиром зарастает мозг, в противном случае человек и народ теряют пассионарность. Это замечательное понятие, которое определяет способность нации совершать подвиг; а если пассионарность теряется, то у цивилизации сокращается потенциал для выживания.

 

А для чего же был подвиг, который совершали святые апостолы? Они ведь не стремились ни к власти, ни даже к построению социально справедливого общества. Они обращались не к обществу, а к личности, к человеку. Они открывали такие горизонты бытия, которые помогают человеку подняться к Небу, стать сильным и свободным. И весть Христа Спасителя, и труд апостолов были направлены на то, чтобы вырвать людей из этой цепи, когда человек, находясь под влиянием и давлением обстоятельств, предрассудков, ложных убеждений, путается в жизни и теряет перспективу. Подвиг святых апостолов был связан с движением вверх, к небу, и задача заключалась в том, чтобы вверх, к небу поднять род человеческий. И многое удалось сделать, потому что проповедь о кресте, идеи, которые казались безумными (как сказано апостолом, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие», 1 Кор. 1:23), вдруг оказались в центре жизни значительной части человечества.

 

Поэтому не уходите от подвига. Конечно, не надо делать глупостей, не надо рисковать, не надо искать приключений — это все не имеет никакого отношения к подвигу. Но нужно помнить, что подвиг — это всегда движение вперед и вверх, и если идея подвига в таком смысле станет общемолодежной, то следующее поколение будет уже совсем другим.

 

Я сказал, что не нужно искать приключения, делать ошибки, но ведь иногда наши ошибки проистекают от неспособности разобраться в вещах. Нам предлагается некий образ жизни, некая модель поведения, которые пропагандируются в средствах массовой информации, в Интернете, становятся модными, особенно среди молодых людей, кто прожил еще немного и не имеет возможности сравнивать. В результате мы отдаемся этим увлечениям, которые порой бывают очень опасны и создают серьезные проблемы для человеческой жизни.

 

Я хотел бы сказать об одном мифе, который распространяется очень широко и может нанести колоссальный ущерб полноте человеческой жизни. Сегодня очень пропагандируется образ преуспевающих молодых людей, которые менее всего думают о создании семьи. В иных фильмах хэппи-энд — это, в лучшем случае, счастливое совместное проживание вне брака. И очень, к сожалению, нечасто нам предлагают образ счастья, связанного с семейными отношениями, с полноценной многодетной семьей. Более того, среди молодежи часто распространяются некие стереотипы, что не нужно вообще спешить с вступлением в брак, мол, давайте подождем. Особенно часто так рассуждают девушки: «Ничего страшного, что я не вышла замуж в то время, когда мама выходила и тем более бабушка. Я еще поучусь, потом поработаю, стану самодостаточной, самообеспеченной, а уж затем…»

 

Думаю, что в этой идее есть нечто рациональное, но вместе с тем присутствует нечто очень опасное. Рациональность заключается в том, что незачем ограничивать свое интеллектуальное развитие браком. А вот опасное заключается в том, что при такой позиции семья перестает быть главной ценностью и в каком-то смысле целью жизни. А ведь Господь создал мужчину и женщину, чтобы они жили в браке, чтобы они жили вместе. Это Богом определенная ценность, и когда возникает возможность вступить в брак, не стоит откладывать это, как говорили в древности, до римских календ. Иначе счастье может уйти, а что касается развития и совершенствования, то я знал многих докторов наук, которые писали свои диссертации на кухнях наших советских квартир и становились блестящими специалистами, — как мужчины, так и женщины. Важно понимать, что в семье происходит единение людей, обмен всего того, чем располагают муж и жена, что превращает их в «плоть едину», как говорит Слово Божие. Это союз любви, это школа жизни, это школа подвига, ведь понятно, что «цветочный» период проходит, как только молодые вступают в брак, а дальше начинаются трудности, преодоление которых — тоже подвиг и тоже движение вперед и вверх.

 

Вот почему мне бы хотелось сказать, что необязательно предпринимать сверхусилия и изобретать некие экзотические способы подвижничества. Полнокровная семейная жизнь дает возможность и подвиг совершать, и себя совершенствовать, и повышать благосостояние и свое собственное, и всего народа.

 

Когда говоришь о подвиге, нельзя не сказать и о таком явлении, как спорт. Я сторонник развития спорта и особенно физкультуры. Пусть эти слова не покажутся повторением того, что на днях сказал Президент, — я так живу всю свою жизнь. Дело в том, что физическая культура — это часть общей культуры человека. Иногда люди, особенно интеллектуального склада, говорят: «Зачем ходить на уроки физкультуры? Зачем заниматься физкультурой и спортом? Только время тратить впустую!» Это совсем не так, и не только потому, что в «здоровом теле — здоровый дух», а потому что общая культура человека — это культура духовная и физическая.

 

Замечательно, когда на путях совершенствования физической культуры наши соотечественники достигают замечательных результатов. Я люблю беседовать со спортсменами, много с ними общаюсь, особенно с нашими православными спортсменами, такими как Александр Карелин, Николай Валуев, Светлана Журова, Ольга Брусникина, Федор Емельяненко. Эти люди являют нам замечательный пример сохранения веры православной, патриотических убеждений, удачной карьеры вне спорта. Многие из них занимаются политикой, кто-то — бизнесом, кто-то — на педагогической деятельности.

 

Может быть, кому-то покажется странным, что Патриарх встретился с молодежью и говорит о спорте. Но я говорю не о спорте вообще, а именно о спорте как факторе, в известном смысле формирующем личность подобно христианской аскезе. Некоторые говорят: «А зачем поститься? Надо в сердце верить Богу, а поститься необязательно, это все условности». Я всегда таким людям предлагаю «А ты попробуй», и оказывается, что силенок хватает разве что на неделю, и то наступает какой-то кошмар. Тогда говорю: «Слушайте, а где же ваши силы? А где ваша воля? А где концентрация, если вы поститься дольше недели не можете?» Но Церковь призывает поститься, в частности, в течение 40 дней Великого поста, и те, кто постился, к концу понимают, как много изменилось в их душе, в их сознании. Они победили самих себя, и это большая победа.

 

Иногда, говоря на тему поста, обращаюсь к примеру наших спортсменов, которые ограничивают себя во многом ради достижений в спорте. А разве не следует иногда наступить на горло собственной песне, чтобы одержать духовную победу? Чтобы воспитать свою волю, чтобы стать более сильным и концентрированным человеком?

 

Мне бы хотелось сказать еще вот о чем. Сегодня мы все во власти информационного потока, во власти информационных технологий. Иногда спрашивают, это хорошо или плохо. А как на это ответить? Когда смотришь на все эти молодежные изобретения, с которыми меня сегодня здесь познакомили, как сказать, что это плохо? Это, конечно, очень хорошо! Научно-технический прогресс предопределен самой Богом созданной природой человека. Бог нас предназначил к такому развитию, и никто не может положить ему предел, сказав: «Не мысли! Не изобретай! Не открывай! Не тренируйся! Не работай!» Но ведь очень важно помнить: все, что мы делаем, должно служить благу; а как священник добавлю: прославлению Творца и в душах, и в телесах наших. Прославление Творца — это поразительное состояние человеческой души, это слияние человека с Богом, когда вырастают крылья, когда обретается сила, когда у человека появляется не второе, а десятое дыхание, на котором он проживает свою совершенно замечательную жизнь.

 

Чтобы было так, мы должны быть «мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). То, что научно-техническое развитие часто используется не во благо, а во зло, — каждому ясно, это прописная истина. Но сегодня особенно опасно использование информационных технологий в плане дезинтеграции человеческой личности, потери ценностной ориентации, когда человеку предлагается множество моделей поведения, когда ему говорят: «Свобода — это высочайшая ценность, ты можешь выбрать всё что угодно». В традиционном либеральном понимании свобода еще как-то ограничивалась законодательством и даже моралью. Сегодня мораль уже не считается фактором, ограничивающим свободу, а законодательство обслуживает этот абсолютно ничем не сдерживаемый выбор человека. И как же трудно разобраться, особенно если тебе силой современных информационных технологий навязывается возможность любого выбора! Но ведь есть выбор к погибели, как в Слове Божием сказано: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Замечательный библейский призыв! Значит, не только возможность выбора, но и его качество определяет качество человеческой жизни, потому что выбор может быть разрушительным для личности, для общества, для государства. Живя в условиях свободы, нужно иметь внутренний GPS, внутреннюю свободу ориентации в информационном пространстве, ясные критерии, позволяющие отличить добро от зла. Если наша молодежь вооружится этими критериями, то никакое информационное пространство не будет страшно и все больше и больше людей будет работать для того, чтобы современные достижения науки и техники служили человеку, служили преображению человеческого общества.

 

На этом закончу, и теперь я открыт к тому, чтобы с вами побеседовать. Спасибо вам.

 

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью на II Международном православном студенческом форуме