Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
05.11.2016
0:00
Новости Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве

4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади возглавили церемонию открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

 

Церемонию посетили председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества  В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, члены Правительства России, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.

 

Из числа представителей Русской Православной Церкви присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

 

Также присутствовали митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Татжуддин, главный раввин России Берл Лазар, архиепископ, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев и другие представители традиционных религий.

 

Участников церемонии приветствовал Президент России В.В. Путин:

 

«Ваше Святейшество! Уважаемые москвичи! Дорогие друзья!

Приветствую вас и поздравляю с открытием памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это большое, значимое событие и для Москвы, и для всей нашей страны, и для всех российских соотечественников. Символично, что оно проходит в День народного единства и именно здесь, в центре столицы, у стен древнего Кремля, в самом сердце России.

Новый памятник ― дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.

Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии.

Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.

Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.

И сегодня наш долг ― вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперёд, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства. Успехов и благополучия всем гражданам России».

 

Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:

 

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие участники торжественной церемонии!

Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, “где кто како служит Богу”. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу — выбору веры.

Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, — это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.

Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.

Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.

Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности — это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.

Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен — и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

Этот памятник — напоминание всякому, взирающему на него: “А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?”

Христианин — это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности — это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.

Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, — это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.

Владимир в народном сознании был Красным Солнышком — так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда — для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, — тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.

Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, — не только каждого из нас, но и всего мира.

Памятник князю Владимиру — это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

 

***

 

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру сооружен по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Правительства города Москвы. По информации РВИО, памятник изготовлен за счет средств общества и частных пожертвований. Работы по благоустройству Боровицкой площади и установке памятника осуществлены Правительством Москвы за счет средств города.


Авторы памятника: скульптор С.А. Щербаков, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова; архитектор И.Н. Воскресенский, заслуженный архитектор Российской Федерации, председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской Думы.


Памятник князю Владимиру изготовлен из бронзы, постамент ― из гранита, высота фигуры ― 16 метров, высота постамента ― 2 метра.


Архитектурное решение по благоустройству территории вокруг монумента было предложено в ходе международного конкурса, победителями которого стали молодые архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок. Согласно проекту, одобренному заместителем генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарином, Боровицкая площадь предстает в виде волн, символизирующих Крещение Руси.


Первоначально планировалось установить памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, однако геологическая ситуация не позволила реализовать этот проект. После широкого общественного обсуждения и согласования с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО был утвержден проект установки памятника на Боровицкой площади в буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль».


В прошлом году, когда отмечалось 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, памятники Крестителю Руси были установлены в Ростове Великом, Саракташе (Оренбургская область), Батайске (Ростовская область), Кемерове, Волоколамске, Смоленске, Владимире.


Место установки памятника ― Боровицкая площадь было выбрано жителями столицы в результате интернет опроса, проведенного Российским военно-историческим обществом, а также голосования на портале «Активный гражданин».