Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
29.10.2017
0:00
Архиерейское служение

Святейший Патриарх Кирилл об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня

Patriarh 281028 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви. Святейший Патриарх выступил с докладом на тему «Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня».

 

В XX веке Русская Православная Церковь и окормляемые ею народы подверглись от воинствующих безбожников жесточайшим, невиданным прежде в истории гонениям, – отметил Святейший Патриарх. – Под различными предлогами арестовывались сотни тысяч православных христиан: иерархов, клириков, монашествующих и мирян. Многие из них были расстреляны, нередко без суда и следствия.

 

Первое убийство священнослужителя случилось в считаные дни после октябрьского переворота — в Царском Селе был расстрелян протоиерей Иоанн Кочуров. Он стал первым новомучеником, пострадавшим от рук большевиков. Вскоре гонения на верующих приобрели систематический и массовый характер. 19 марта 1922 года в секретном письме членам Политбюро Ленин писал: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»1.

 

С 1918 года началось повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов. В Москве к 1 января 1930 года оставалось 224 действовавших храма, а в 1932 году ― всего 87. В 1931 году был взорван храм Христа Спасителя. В 1928 году Русская Православная Церковь еще имела более 30 тысяч приходов2. Закрытие храмов и развитие издевательской, глумливой антицерковной пропаганды шли нарастающими темпами. Так, за 1928 год было закрыто 534 храма, а в 1929 году — уже 1119. В 1930-х годах счет закрывавшихся храмов шел за тысячи. К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 году3.

 

На русской земле умолк колокольный звон. Украшенные прежде куполами храмов и золотыми крестами русские города изменились до неузнаваемости — в них были разрушено большинство храмов, а с уцелевших церковных зданий были удалены кресты, из храмов были вывезены священные сосуды, иконы, драгоценные ризы, колокола и предметы утвари. То, что веками завещали и дарили Церкви благочестивые люди, беспощадно уничтожалось и разворовывалось, и лишь малая часть этого богатства сохранилась в музеях.

 

В своей борьбе с Церковью большевистская власть всячески стремилась ослабить ее изнутри, провоцируя в ней расколы, самым крупным из которых в 1920-е годы стал «обновленческий» или «живоцерковный». И в такой ситуации для Русской Церкви было крайне важным проявление солидарности с ней со стороны братских Поместных Церквей. Так, в 1930 году на заседании Межправославной комиссии по подготовке к Всеправославному Собору в ответ на предложение пригласить на него обновленцев представитель Румынской Церкви епископ Тырговиштский Тит заявил: «Мы положительно знаем, что “Живая церковь” не является православной, и если бы она смогла прибыть, то должна бы присутствовать не как равночестная нам, а как обвиняемая».

 

Параллельно с насильственной ломкой структуры русского общества под предлогами индустриализации и коллективизации шел и процесс упорной борьбы за искоренение религии из жизни советского общества. В стране был создан «Союз Безбожников СССР». Активисты устраивали хулиганские выходки на богослужениях, оскверняли храмы, нападали на духовенство и прихожан, сеяли клевету, поддерживая в обществе атмосферу подозрительности и нетерпимости по отношению к Церкви. Советская власть поставила задачей повсеместное преодоление неграмотности, однако вместе с обязательным средним образованием подрастающему поколению советских граждан со школьной скамьи стала навязываться вражда к религии и нетерпимость к верующим. Дети наиболее проникшихся атеизмом родителей вступали в ряды специальных детских организаций «юных безбожников». Тех же детей, которые не поддавались атеистической пропаганде, клеймили позором на первых полосах газет.

 

В моем личном архиве сохранился номер газеты «Безбожник», официального органа «Центрального совета Союза безбожников СССР», от 19 мая 12 года (имеется в виду 1929 год: новая эра отсчитывалась от октябрьской революции). Статья на первой полосе называется «Дети машиниста Гундяева». В ней говорится: «В школе они ведут себя грубо. Рассказывают другим о жизни святых. Убегают с уроков обществоведения. Пробовали спрашивать — почему? Отвечают: “Мы знаем, власть скоро переменится”». Статья заканчивается такими словами: «Нужно задуматься над тем, стоит ли учить таких в советской школе, а заодно профсоюзу проверить, что собой представляет машинист Гундяев». И подпись автора статьи: «Рабкор» (рабочий корреспондент).

 

Речь в статье идет о моем деде Василии Гундяеве, который в 1920-е годы работал на железной дороге, воспитывал семью. К тому времени, когда появилась статья, его уже «проверили»: в мае 1929 года он был этапирован в Соловецкий лагерь. Последовали долгие годы заключений и ссылок. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых содержали заключенных, дед выжил и в год смерти Сталина (1953-й), на 71-м году жизни, стал священником.

 

К тому времени священником уже был и мой отец, один из тех самых детей, о которых упоминалось в статье из газеты «Безбожник». Он тоже прошел через сталинские лагеря в 1930-х годах, но и ему удалось выжить.

 

В 30-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди верующих — на миллионы. Статистика применения к служителям Церкви «высшей меры социальной защиты», как цинично называлась тогда смертная казнь, поражает. За 1937 год, по данным опубликованной ныне статистики НКВД, было арестовано 33 382 «служителя культа», в 1938 году за «церковно-сектантскую контрреволюцию» — 13 438 человек. В 1937 году от общего числа приговоров 44% были расстрельными, в 1938 году доля расстрельных приговоров выросла до 59%4.

 

На свободе в 1939 году оставались лишь четыре правящих архиерея5, причем и на них были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Через концентрационные лагеря, тюрьмы и ссылки в ту пору прошли тысячи пастырей Русской Православной Церкви.

 

Причисленная официальной пропагандой к «пережиткам прошлого», униженная и ограбленная, Русская Православная Церковь все же оставалась объектом ненависти атеистов, которые в ней продолжали ощущать серьезного конкурента во влиянии на умы и сердца жителей страны. Антирелигиозные идеологи, готовившие программные материалы «безбожных пятилеток», хвастливо обещали, что к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто на территории страны»6.

 

Но, несмотря на громогласную пропаганду богоборчества, несмотря на репрессии, а также массовое закрытие и разрушение храмов, проводившаяся в 1937 году перепись населения показала, что верующими по-прежнему называло себя большинство жителей Советского Союза: верующими назвали себя 55,3 млн человек или 56,7% в категории лиц 16 лет и старше7.

 

В годы Великой Отечественной войны гонения на Русскую Православную Церковь были временно ослаблены. В 1943 году с разрешения властей состоялся Поместный Собор, избравший Патриарха Московского и всея Руси Сергия. По всей стране начался процесс постепенного открытия храмов и монастырей. «Союз безбожников» был распущен. Прекратила существование и раскольническая «живая церковь».

 

Однако период потепления в церковно-государственных отношениях оказался сравнительно недолгим. Во второй половине 1950-х годов в СССР были развернуты новые гонения на Церковь. Резко усилилась и обрела агрессивный характер антирелигиозная пропаганда, создавались условия для максимального вытеснения верующих из жизни советского общества, вновь массово закрывались храмы и монастыри, а над внутренней жизнью Церкви был установлен жесткий контроль со стороны государства.

 

В жизнь советского общества вернулась систематическая дискриминация православных христиан и неприкрытое силовое давление на Церковь. Милиция и органы государственной безопасности осуществляли систематический контроль за храмами, порой не пропускали туда верующих. Посещение богослужений стало сопряжено с риском не только для карьеры, но и для элементарного жизненного благополучия советского гражданина. Верующим чинили препятствия в получении высшего образования, а лица, таковое ранее получившие, не имели возможности поступить в духовные школы Русской Православной Церкви.

 

В оборот начали возвращаться полузабытые формулировки Союза безбожников. Так, в 1961 году советский лидер Хрущев лично пообещал показать в 1980 году по телевидению «последнего попа».

 

Усиление антирелигиозной политики переживалось психологически едва ли не тяжелее, чем гонения довоенных лет. В годы «безбожных пятилеток» миллионы людей подвергались преследованию не только за их веру, но и по другим причинам, например, из-за «классовой принадлежности». Молох сталинской репрессивной машины крушил в ту пору представителей не только духовенства, но и других сословий, а в конце 1930-х начал пожирать и самих старых большевиков. При Хрущеве, напротив, в обществе началась «оттепель», сопровождавшаяся широкой реабилитацией политических заключенных и реальными процессами демократизации жизни общества, а духовенство и верующие оказались чуть ли не единственной категорией советских граждан, отношение к которым со стороны государства ужесточалось, становясь все более и более нетерпимым.

 

Пересмотреть свое негативное отношение к Церкви советские власти решились лишь к концу 1980-х годов. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, воспринимавшееся властью изначально как узко-церковное мероприятие, вылилось во всенародное торжество, свидетельствовавшее о жизнеспособности Церкви, не сломленной гонениями, о ее высоком авторитете в глазах народа.

 

В это время я был правящим архиереем Смоленской епархии — одной из самых бедных епархий Русской Церкви. В мою епархию входил город Вязьма с населением в 60 тысяч человек, и я обратился к мэру города с просьбой предоставить стадион для проведения празднования. Он спросил: «Зачем вам стадион? Вы не наберете и тысячи верующих». Но когда в праздничной процессии приняло участие 40 тысяч, то есть две трети городского населения, это стало откровением для многих, включая самого мэра: ошеломленный, он подошел ко мне и сказал, что представить себе не мог, насколько религиозен народ, которым он управляет.

 

За прошедшие с этого времени годы число храмов Русской Православной Церкви увеличилось на 30 тысяч: с 6 тысяч в 1988-м до почти 36 тысяч сегодня8. Количество монастырей в этот период возросло с 21 до 10009, большинство обителей восстановлено из руин, а некоторые построены заново.

 

В 1988 году у нас было три духовных семинарии и две духовных академии. Сегодня только духовных академий и семинарий у нас 56, не считая других учебных заведений.

 

Эти данные касаются всего пространства, входящего в каноническую ответственность Русской Церкви. Если же говорить только о Российской Федерации, то помимо духовных учебных заведений, в 40 с лишним высших государственных учебных заведениях России открыты кафедры и отделения теологии, в соответствии с принятым в 2001 году государственным стандартом «теология». Сегодня, согласно статистическим данным, около 75% россиян считают себя православными10, а общее число членов Московского Патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 миллионов человек.

 

Оглядываясь назад, мы не можем не благодарить Бога за явленное Им великое чудо сохранения Православной Церкви, уцелевшей среди долгих и жестоких гонений, за чудо возвращения множества людей к вере их отцов, дедов и прадедов. Происходящее ныне является именно чудом, поскольку во внешних обстоятельствах существования Русской Православной Церкви в советские годы невозможно усмотреть оснований для столь стремительного возрождения.

 

Мы верим, что это чудо стало возможно благодаря подвигу великого сонма новомучеников и исповедников Российских, ибо кровь мучеников — семя христианства. Только в свете этой истины становится понятным исторический опыт нашей Церкви за последнюю четверть века.

 

В то же время, мы должны усвоить уроки прошлого и понять причины катастрофы ΧΧ века, чтобы в условиях наступившей свободы не повторить былых ошибок. Корни гонения на Церковь — в духовном кризисе, охватившем общество ещё в дореволюционный период. Его предпосылками стал целый ряд явлений во внутренней политике Российской Империи, которые ослабили Церковь, лишив ее законного места в жизни общества.

 

После кончины в 1700 году Патриарха Адриана Русский царь Петр долгое время не давал согласия на избрание нового Патриарха, а в 1721 году вообще упразднил Патриаршество, объявив себя главой Церкви, а функции Патриарха передав коллегиальному органу — Святейшему Правительствующему Синоду, в котором императора представлял светский чиновник в ранге обер-прокурора. Нередко на должность обер-прокурора назначались люди, далекие от веры и благочестия, не склонные прислушиваться к мнению и нуждам Церкви. Этот порядок, ущербный с канонической точки зрения, сохранялся до 1917 года, когда после отречения императора Николая II от престола смысл института обер-прокурора как «ока государева» окончательно себя исчерпал.

 

В течение двух столетий синодального строя Русская Православная Церковь воспринималась многими лишь как одно из государственных учреждений, как «ведомство православного исповедания», обезличенное и лишенное собственного голоса в оценке политики правящей династии в вопросах, касавшихся духовной жизни.

 

Важной вехой в истории расцерковления российского общества стал изданный в 1764 г. императрицей Екатериной II указ о секуляризации церковных имуществ, в соответствии с которым колоссальное церковное имущество было присвоено государством. Духовенство вынуждено было довольствоваться скудным жалованием, ставившим его в униженное и презираемое всеми положение «бедного родственника» сильных мира сего, считавших себя вправе широко вмешиваться в вопросы управления Церковью.

 

Сословная структура Российской Империи превратила духовенство в социально замкнутое сословие, куда очень редко попадали представители дворянства, купечества и мещанства. Жития таких подвижников благочестия как святитель Игнатий (Брянчанинов) — выходец из дворянства, пожелавший посвятить себя служению Церкви, — показывают, с какой стеной непонимания и враждебного психологического давления сталкивался любой человек, пытавшийся нарушить данную систему сословных разграничений.

 

Все эти факторы способствовали быстрому расцерковлению русского общества, мешали Церкви эффективно противостоять негативным тенденциям в обществе. И хотя известнейшие пастыри Церкви — святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский — били тревогу, указывая на упадок веры, Русская Церковь не имела сил для быстрого самостоятельного преодоления сложившейся ситуации.

 

Отступление от Божественной истины во все времена становилось печальной причиной последующих несчастий, бед и испытаний. Это касается как личной жизни каждого, так и жизни человеческих обществ и народов. Над русским народом был поставлен чудовищный эксперимент, который показал всему человечеству, что нельзя строить общество без Бога. Но и сегодня многие не вняли этому примеру, не задумались над историческим феноменом русской катастрофы и его проекцией на современность.

 

Сегодня христианство столкнулось с растущим агрессивным вторжением воинствующего секуляризма во все сферы жизни общества. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность», утрачено христианское понимание взаимосвязи понятий свободы и ответственности. Свобода выбора, которую пропагандирует современная либеральная доктрина, сама по себе не способна принести человеку счастье и благополучие, когда выбор определяется исключительно материальными факторами. Ведь выбор в пользу зла обесценивает человеческую свободу, особенно если она используется для разрушения достоинства личности. Когда свобода становится кумиром, когда она воспринимается в отрыве от понятия ответственности, смертельная опасность нависает над человечеством.

 

Возлюбленные Собратья! Наши Церкви сейчас переживают время благоприятное (2 Кор. 6:2) и пользуются великой, невиданной прежде свободой внутренней жизни и исповедания отеческой веры, – сказал Предстоятель Русской ПРавославной Церкви в завершение своего выступления. – Свобода эта куплена горьким опытом предшествующих поколений и ценой страданий многих тысяч исповедников и новомучеников Православия, пострадавших в годы коммунизма. То время, в котором мы осуществляем свое служение ныне, и те возможности, которые мы имеем, составляют драгоценный талант, данный нам Божественным Пастыреначальником. В использовании этого таланта мы, соработники у Бога (1 Кор. 3:9), дадим отчет перед Ним и перед историей.

 

Нам нужно бережно хранить и внимательно изучать исторический опыт Святой Церкви, обретенный ею в тяжкие годы испытаний, заботиться о назидании нашей паствы перед лицом новых вызовов, которые несет нам современность и которые готовит нам будущее. Этот созидательный многогранный труд в винограднике Святой Церкви Христовой невозможен без тесного братского общения между всеми нами, без постоянного укрепления связей между нашими Православными Церквами-Сестрами и окормляемыми ими народами.

 

Молитвенным представительством сонма новомучеников и исповедников веры, пастырей и иерархов, потрудившихся Богу в эпоху гонений, Господь Иисус Христос да пошлет нам благодатную помощь в совместных трудах во имя укрепления единства Святой, Соборной и Апостольской Церкви.


1 ― Цит. по: Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2 кн. / Подгот. изд. Н.Н. Покровского и С.Г. Петрова. Кн. 1. Новосибирск ― М., 1997. С. 141-143.


2 ― Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Петре (1925-1936) / Русская Православная Церковь. ЦНЦ «Православная энциклопедия». М.: 1997. ― С. 145.

 

3 ― Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Сергии (1936-1943) / Русская Православная Церковь. ЦНЦ «Православная энциклопедия». М.: 1997. ― С. 149.

 

4 ― Свящ. Александр Мазырин. Ленинские, сталинские и хрущевские гонения на Церковь. Церковный ответ на гонения. Официальный сайт ПСТГУ, 2014 [URL: http://pstgu.ru/news/smi/2014/12/04/56512/]; Мозохин О.Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953 гг.). М. 2006; Мозохин О.Б. Движение обвиняемых, привлеченных по следственным делам. 1937-й год / Статистические сведения о деятельности органов безопасности 1930-1938 гг. [URL: http://mozohin.ru/article/a-47.html]; Движение обвиняемых, привлеченных по следственным делам. 1938-й год [URL: http://mozohin.ru/article/a-48.html].

 

5 ― Русская Церковь при Патриаршем Местоблюстителе митр. Сергии (1936-1943) / Русская Православная Церковь. ЦНЦ «Православная энциклопедия». М.: 1997. ― С. 149.

 

6 ― Безбожная пятилетка / Православная энциклопедия. Т. 4, С. 443-444 [URL: http://www.pravenc.ru/text/77796.html].

 

7 ― Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда / Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы /Экспресс-информация. Серия «История статистики». Выпуск 3-5 (часть II). М., 1990. C. 6-63 [URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund08.html].

 

8 ― В Русской Православной Церкви в настоящее время насчитывается 35 907 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия.

 

9 ― На канонической территории Русской Православной Церкви действуют 462 мужских и 482 женских монастыря; еще 56 монастырей действуют в странах дальнего зарубежья.

 

10 ― Данные инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ 23-24 января 2010 г. / Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1461. 30 марта 2010 г. [URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13365].


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси