Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
25.11.2013
0:00
Архиерейское служение

Строительство храма это выстраивание отношения к Богу

hramKim01Издалека – со всех сторон села Кимильтей – видны сияющие в лучах солнца золотые главки и кресты Свято-Никольского храма. Дивным лебедем в стае галок выделяется белостенное здание среди приземистых деревенских построек. Откуда ни посмотри, оказывается оно в центре пейзажа, и это придает сельской картине особую гармоничность.

И, кажется, так было всегда.

Всегда ли? Несмотря на то, что храм в Кимильтее скоро отметит 130-летие, свой настоящий облик обрел он семь лет назад. О том, как это происходило, сотруднику пресс-службы Саянской епархии Владимиру Невидимову рассказал настоятель Свято-Никольского православного Прихода протоиерей Владимир Антонов. 

*** 

Из летописи Кимильтея известно, что возведенная сельчанами каменная церковь была разорена в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны в обезглавленном храме располагался зерносклад. В 1951 году в стенах церкви открылся Дом культуры. А в 1991 году заброшенное уже здание по решению сельского схода было возвращено Русской Православной Церкви. Первое богослужение в храме, который вновь обрел святой Престол, освященный во имя святителя Николая, совершил отец Николай (Повальский) из Зимы. Десять лет назад настоятелем Свято-Никольского храма села Кимильтей стал отец Владимир. 

– Каким вы увидели храм впервые? – спросил я его. 

– От старинного здания сохранилась только нижняя часть, – сказал он. – Она была покрыта двускатной кровлей. В разделенном на два этажа помещении в советское время размещались кинозал и библиотека. При этом выполненные по архитектурному проекту окна оказались замурованными, во время перепланировки были сделаны сцена, ложи и кинобудка. 

Здание, некогда признанное памятником архитектуры местного значения, находилось в плачевном состоянии. Один только факт: на чердаке, где давно и прочно обосновались голуби, за много лет скопился такой слой птичьего помета, что для его вывозки потребовалось пять самосвалов. Удивительно, как только державшийся полвека потолок не рухнул от такой тяжести! 

Прохудившаяся крыша протекала, и вода, растворяя голубиные залежи, ядовитыми струйками сочилась по стенам… Нужно было делать ремонт кровли. По самым простым подсчетам на это требовалось более полумиллиона рублей. Ни приход, ни сельская администрация такими средствами, конечно, не располагали. Тем не менее, работа началась. 

Когда разобрали кровлю и вскрыли потолок, священнику говорили: что вы делаете? Никто не верил, что церковь может быть восстановлена. А отец Владимир, увидев на внутренней кладке кирпичных стен явственно обозначившееся основание купола, решил не просто сделать ремонт, а вернуть храму исторический облик. Что это будет стоить, никто бы в тот момент не просчитал… 

– У одного польского писателя есть фраза: чтобы чего-то достигнуть, нужно не цели выбирать по силам, а силы напрягать в соответствии с большими целями, – сказал отец Владимир. 

– И вы стали напрягаться? 

Священник улыбнулся: “Нет. Мы стали молиться”. 

Это характерная черта православных людей: стремясь к достижению великих целей, они не считают себя способными на подвиг и рассчитывают не на свои силы, а на помощь Божию.  

– Строительство храма это, прежде всего, выстраивание отношения к Богу, – заметил отец Владимир. – Не стены строятся, а вера. Не надо думать: вот восстановим храм и начнем молиться. Наоборот: будем молиться, и – возродится храм! 

Так в 2004 году по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима отец Владимир приступил к реконструкции старинной сельской церкви.  

*** 

hramUyan01Мы беседовали в деревянной, по-деревенски добротной, просторной избе, которая служит трапезной. Во главе стола помещался образ святителя Николая. За окнами – хорошо видимый с любого места – белостенным архитектурным красавцем возвышался Свято-Никольский храм. Каким образом удалось воссоздать его облик? 

Согласно историческим сведениям в конце 19-го века в Иркутской губернии было возведено несколько каменных храмов с идентичным объемно-планировочным решением и близким декоративным убранством. Первой в этом ряду стоит Свято-Троицкая церковь Зимы. Построенная в 1880 году, она явилась образцом, на который, обращаясь с прошением о строительстве нового храма, указывали жители села Кимильтей. Достоверно известно, что план и фасад кимильтейского храма составил известный иркутский архитектор В.А.Кудельский. По его же проекту в 1891 году был возведен храм Казанской иконы Божией Матери города Черемхово. К сожалению, ни один из этих архитектурных памятников церковного зодчества не сохранился в своем первозданном виде, а Казанская церковь Черемхово в 1930-е годы была разрушена до основания… 

– Однажды мне показали сделанную до революции фотографию Михаило-Архангельского храма села Уян, – рассказал отец Владимир. – Ее обнаружили в домашнем архиве жительницы Куйтуна Пелагеи Ивановны Дружининой. На фотографии отчетливо виден архитектурный облик церковного здания, – его мы и взяли за образец для реконструкции кимильтейской церкви. 

По данным истории, которые приводятся в книге И.В.Калининой «Православные храмы Иркутской епархии», строительство каменной церкви в Уяне началось вскоре после освящения храма в селе Кимильтей. И подрядчик у них был один – Е.П.Куклин, зарекомендовавший себя при возведении Свято-Троицкого храма в Зиме. Храм Архангела Михаила в Уяне был освящен в 1889 году. В советское время он был приспособлен под мельницу, а затем под машинотракторную станцию. В настоящее время в стенах церкви находится клуб. Как отмечают специалисты, объемы, пропорции и характер декора сохранившейся части здания имеет много общего со Свято-Никольской и Свято-Троицкой церквями. 

Реконструкция храма потребовала большого труда. Но, как ни удивительно, она же привлекла настоящих тружеников. Можно много рассказать о том, как возводилась колокольня, кирпичную кладку которой осуществлял каменщик Александр Лобанов, или о том, какое уникальное в инженерном плане сооружение представляет собой созданный под руководством начальника зиминского строительного предприятия Тагира Рашидовича Непомнящих деревянный купол… Благодаря помощи благотворителей, среди которых есть зиминские и саянские предприниматели, внешний облик Свято-Никольского храма сегодня вполне соответствует тому архитектурному замыслу, с которым создавался первоначальный проект. Этот этап реконструкции завершился колокольным звоном – он впервые огласил сельские просторы в апреле 2008 года. Теперь работы ведутся внутри церкви. 

*** 

Потянув на себя высокую с железным кольцом дверь, вошел я под своды старинного храма. Каким большим кажется он снаружи, и каким компактным оказывается внутри! Представляется, что пространство церкви обнимает входящих… Сегодня оно – в лесах. От стены к стене протянулись деревянные переходы и подмостки, в глубину высокого купола устремились стройные вышки и головокружительные лестницы… Конструкция впечатляет своим масштабом и красотой правильной геометрии. В храме идет подготовка к шпатлевке стен.  

–Для того, чтобы открыть храм для богослужения, нам нужно решить три задачи: выполнить новый иконостас, произвести шпатлевку стен и сделать теплые полы,– говорит отец Владимир.  

Иконостас уже в работе. Над ним трудятся иркутские резчики по дереву и один из ведущих иконописцев Приангарья Олег Попов. По словам отца Владимира, новый иконостас решено покрыть сусальным золотом, чтобы он в полной мере соответствовал духу старинного храма. 

Большая работ выполнена по устройству пола.  

– Когда, разобрав старые полы, мы стали производить раскопки открывшегося грунта, то буквально погрузились в прошлое, – сказал отец Владимир. – Каждый метр земли в храме и около него насыщен историей. Мы находили предметы церковной утвари, монетки, гранитные надгробия и черепа. Очевидно, здесь когда-то было место захоронения. А ведь по традиции в церкви и около нее хоронили людей, достойных блаженной памяти. И вот эту память в буквальном смысле слова затаптывали в советское время! Не случайно наряду с предметами старины в земле находится стекло и множество пробок от водочных бутылок… 

Оставив погребенную в земле кимильтейскую старину нетронутой, строители выполнили прочное бетонное основание внутренней части храма. Благодаря специальной конструкции оно оказалось приподнятым над грунтом. На этом основании планируется устроить подогреваемые системой водяного отопления полы из гранитной плитки. Необходимые для этого материалы уже закуплены. 

– Главная задача на сегодняшний день – выполнить шпатлевку стен, – сказал отец Владимир. – Сделать эту работу мы хотим с таким расчетом, чтобы впоследствии можно было украсить стены росписью. Мы консультировались со специалистами, и они советовали нам использовать для отделки шпатлевку производства германской фирмы «Alligator». Это качественный материал, который очень хорошо держит краску. С учетом того, что площадь стен в храме составляет 1200 квадратных метров, на его закупку требуется 700 тысяч рублей.  

Таких денег у сельского православного прихода нет. Есть надежда на помощь благотворителей. Сбор средств на завершение реконструкции ведется в Саянске и в Зиме. 

*** 

Храм строился на средства простых людей. И вера их была такова, что белокаменное здание, по данным истории, было возведено в селе за три неполных года. Дело воссоздания старинной церкви объединяет верующих людей сегодня. И то, что она поднимается фактически из руин, иногда даже вопреки неблагоприятным для строительства обстоятельствам, и сегодня является чудом веры. Приобщиться к этому чуду может каждый из нас, внеся посильное пожертвование на реконструкцию храма.

– Чудо не в стенах, – говорит отец Владимир, – а в том, что люди, приходя в храм и соприкасаясь с Церковью, преображаются. Только благодаря этому, рационально не объяснимому изменению, при котором для человека раскрывается духовный мир, и происходит строительство храмов. Как говорит Псалмопевец Давид: «Это от Господа, и есть дивно в очах наших»…