18 декабря 2016 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Георгий Сергеевич, губернатор Санкт-Петербурга! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, владыка, за Ваши добрые слова и за труды, которые Вы несете здесь, архипастырски окормляя Санкт-Петербургскую митрополию. Но сегодня для меня такой день, когда мне нужно сказать о всех, кому я очень обязан, и всех поблагодарить. Потому что, отмечая 70-летие в городе, где родился, невольно простираешь мысль в прошлое и понимаешь, что именно с этим городом связано не только мое появление на свет, но и мое возрастание как личности, как человека, как пастыря, как епископа.
В первую очередь возношу благодарение Господу за все, что произошло в моей жизни. А было разное — были радости и скорби, как и сегодня бывают радости и скорби. Иногда скорбей больше, чем радостей, но за всё благодарю Господа, потому что по Его воле я прохожу через эти обстоятельства жизни. Иногда люди, близкие мне духовно, или по плоти, или по давнишнему знакомству, задают мне вопрос: «Как у Вас сил хватает на все то, с чем Вам приходится жить?» Я отвечаю: «Не знаю, вопрос не ко мне, это Господь дает силы». Поэтому моя великая благодарность Господу за всё, что произошло со мной за эти 70 лет жизни.
Конечно, я должен поблагодарить и город, где я родился, потому что его печать отразилась на моем воспитании, образовании, уровне культуры, на всём том, чем я сегодня владею. Великая благодарность этому замечательному граду святого апостола Петра.
Благодарю своих родителей — они дали мне жизнь, но, главное, именно они воспитали меня христианином. Удивительно добрый пример их жизни стоит перед моими глазами. Это была семья, в которой практически никогда не было размолвок между мужем и женой. Образ почти идеальной семьи, конечно, оказал огромное влияние на мое духовное формирование. И пример отца был очень важен, повлияв, в том числе, на мое раннее, можно сказать, даже не отроческое, а младенческое решение стать священником.
Я непременно должен вспомнить в этом соборе владыку митрополита Никодима, который своим жизненным примером, своей церковной и гражданской позицией сделал очень многое для того, чтобы помочь мне определиться в весьма трудных обстоятельствах тогдашней жизни, когда Церковь находилась в стесненных условиях, когда в области церковно-государственных отношений было очень много несправедливого. Чтобы понять, в каких условиях мы тогда служили, молились, в каких условиях трудился владыка Никодим — это, конечно, знает духовенство старшего поколения, которое мне сегодня сослужило (что тоже очень согрело мою душу), — приведу один пример. Владыка на день Крещения приболел, а я уже был епископом, и он поручил мне совершить великое освящение воды и Божественную литургию здесь, в Троицком соборе. А тогда власть над храмами имели не настоятель, не архиерей, а властью поставленные старосты. Был и здесь такой староста, внешне очень благолепный человек, с большой седой бородой, которым многим казался старым русским интеллигентом. Так вот, этот человек проявлял очень большую активность, с тем чтобы ограничить свободу Церкви. Одним из его деяний была неслыханная новация — он запретил подавать из водопровода воду в чан для освящения. А в день Богоявления в этом соборе собиралось более 12 тысяч человек (тогда в Ленинграде было только 14 храмов), храм был переполнен, вокруг стояла огромная толпа, а чан, в котором совершалось освящение воды, был совсем небольшим. Это означало, что абсолютное большинство тех, кто пришел с надеждой почерпнуть воду, уйдет ни с чем. А на кого падет гнев народа? На митрополита, на духовенство, ведь очень просто сказать народу и запустить слух: «Мы-то при чем? Это ваши начальники не дают воду для освящения». Тогда мне пришлось очень жестко поговорить с этим человеком. В конце концов я ему сказал: «Если не будет подана вода, я с амвона скажу, кто виноват, и думаю, после этого Вы не будете здесь старостой». В результате воду подали.
Теперь нам трудно даже представить подобное. Но такой была наша жизнь. Как важно было тогда не поддаться разного рода искушениям, соблазнам, — и вот владыка митрополит Никодим научил всех нас, все тогдашнее духовенство, как нужно стоять за Церковь, как бороться за Божию правду, не входя в опаснейшую сферу политической борьбы. Храню в памяти все эти заповеди владыки Никодима, они очень помогли мне в жизни.
Благодарю также поколение духовенства, представителей которого уже нет в живых, — это те, кто родился в конце XIX века. Некоторые из них приняли сан еще до революции, большинство прошли ссылки, тюрьмы, лагеря. Я имел возможность в послевоенные годы молиться в храмах, где настоятелями были эти священники, — это было живое соприкосновение с литургической традицией дореволюционной Русской Церкви, с высоким культурным и богословским уровнем духовенства, что, конечно, тоже очень сильно повлияло на мое становление.
С благодарностью вспоминаю поколение блокадников, к которым относились и мои родители, — и священников, и мирян, тех, кто наполнял храмы Ленинграда во время страшной блокады, кто остался жив, кто сохранил веру православную, кто передал нам чувство любви к городу и Родине и, конечно, явил пример удивительной верности Христу, Его Церкви, несмотря на тяжкие обстоятельства.
Благодарю послевоенное поколение духовенства, к которому и сам принадлежу. Рад, еще раз скажу, видеть священнослужителей, с которыми мы вместе прошли не одно десятилетие здесь, в городе на Неве. Желаю вам, дорогие отцы, сохранить здоровье, крепость сил и помочь новому поколению, которому незнакомы трудности, через которые мы проходили, осознать, сколь милостив Господь, какова сила Божественного промышления. В одночасье Бог изменил все, что происходило в нашей стране, практически без всяких человеческих усилий. Иногда мы ропщем на обстоятельства нашей жизни, нам кажется, что к нам несправедливы, что нас обижают; нам кажется, что мы живем в очень трудное время. Но нужно всегда помнить, что Господь есть Господин истории, Он ведет род человеческий, и это так очевидно на примере нашей страны. Поэтому не может не быть возрождения веры в нашем Отечестве — после того, что мы пережили, после того, что мы выстрадали, после того, как действительно в одночасье Бог явил нам новые возможности и новую жизнь.
А что такое благодарение? У святителя Иоанна Златоуста находим замечательные слова: «Совершенное благодарение есть служение славе Божией». Именно славе Господа Иисуса Христа послужил прокаженный самарянин, который вернулся после исцеления, о чем мы слышали и в сегодняшнем Евангелии (Лк. 17:12-19). Эту славу мы воздаем словами, дивными песнопениями, молитвой, но самое важное прославление Бога — в душах и телесах наших, в нашем умонастроении, в нашем волеизъявлении, в наших реальных поступках, в наших убеждениях. Все то, о чем мы мыслим, о чем говорим и что делаем, должно соответствовать Божиему закону, Божией воле, и тогда слава Божия будет отображаться в нашей жизни и в наших делах. Это и будет подлинное прославление Господа, подлинное благодарение Ему за все, что Господь дарует на нашем жизненном пути.
Я сердечно благодарю Вас, владыка митрополит, еще раз — и за подарок замечательный, и за добрые слова. Очень рад видеть студентов академии и семинарии. Мы как бы продолжаем с вами празднование 70-летия родной для нас духовной школы здесь, на берегах Невы. И, наверное, тоже неслучайно, что мое 70-летие совпало с 70-летием школы, с которой у меня связаны, может быть, самые радостные, самые светлые воспоминания. Я всегда храню в сердце этот замечательный, очень оптимистический опыт служения в качестве ректора тогдашних Ленинградских духовных школ.
Я хотел бы поблагодарить сердечно всех, кто трудится во славу Божию. Я благодарю Вас, Георгий Сергеевич, руководство и депутатов Законодательного Собрания за труды, которые вы совершаете, и, надеюсь, что в это время, благоприятное для духовной жизни нашего Отечества, соработничество Церкви и власти будет направлено на то, чтобы улучшалась жизнь людей, укреплялись основы духовной жизни, происходило возрастание в вере — той самой, которая хранила наше Отечество от самых страшных опасностей на протяжении тысячи лет. Пусть Господь молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского ведет наш народ, Отечество наше, град Петров и, конечно, Церковь-Мать, которая простирает свои объятия и свою любовь каждому взыскующему правды Божией. Аминь.