Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
01.09.2017
0:00
Архиерейское служение

Предстоятель Русской Церкви совершил в Успенском соборе Смоленска Литургию и чин прославления Рославльских пустынножителей схимонахов Никиты и Феофана

Smolenskaja 310831 августа 2017 года в ходе двухдневного Первосвятительского визита в Смоленскую митрополию на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин прославления Рославльских пустынножителей схимонахов Никиты и Феофана.

 

Решение о прославлении огласил руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, сопровождавший Его Святейшество в поездке.

 

Благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года постановлено:

 

  • Причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов.
  • Память преподобного Никиты совершать 29 марта (11 апреля) в день его преставления ко Господу.
  • Память преподобного Феофана совершать 15 июня (28 июня) в день его преставления ко Господу.
  • Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
  • Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

 

Священнослужители вынесли из алтаря иконы преподобных Никиты и Феофана и благословили иконами народ. Затем иконы новопрославленных подвижников были положены на аналои пред царскими вратами Успенского собора.

 

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов ГТРК «Смоленск» и «Союз». Для удобства горожан и паломников близ кафедрального собора были установлены экраны, на которых шла трансляция богослужения.

 

По данным правоохранительных органов, в богослужении участвовали около 5 тысяч человек.

 

Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне – Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости.

 

В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года.

 

Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, совершив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя пятнадцать лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным.

 

Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

 

Недалеко от погребения отца Никиты находится могила другого подвижника – схимонаха Феофана. О его жизни сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, преподобного старца Оптинского.

 

«Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался “казак Федор Талунин”. Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. Старец отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: “Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?” Он отвечал: “Я с радостью желаю разрешиться жизни сей”. И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне».

 

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны».

 

Информация Смоленской митрополии.

Фото на сайте Патриархии.