Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
22.02.2022
0:00
Архиерейское служение

Празднуем торжество первого обретения мощей Святителя Иннокентия Иркутского

ikona 220202222 февраля 2022 года в кафедральном Благовещенском храме, а также в храмах, освящённых во имя святителя Иннокентия Иркутского, в городе Бирюсинске, в посёлке Чунский, в селе Масляногорск Зиминского района совершена Божественная литургия. Верующие Саянской епархии торжественно празднуют торжество состоявшегося в 1805 году первого обретения мощей Святителя Иннокентия Иркутского.

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ

Через тридцать три года после кончины святителя Иннокентия (1731 год) во время ремонта Тихвинского деревянного храма (1688 года постройки), под алтарём которого, в каменном склепе, был погребён гроб с телом архипастыря, обнаружилось, что тело, одеяние и даже бархат на гробе не тронуты тлением, хотя само место погребения оказалось сырым и затхлым.

Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий (Иванов) в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. Он был наслышан о нетленных останках Святителя и очень любопытствовал посмотреть на “русское чудо”. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на праздник святитель Софроний, епископ Иркутский, изменить решение чиновника не удалось. Пришлось Владыке Софронию с преподобным Синесием вести влиятельного гостя к могильному склепу Святителя. Но… они не смогли увидеть гроба! Он оказался скрытым под плотным снежным покровом. А после отъезда назойливого губернатора от покрова не осталось даже следа!

Спустя семнадцать лет после этого было еще одно удостоверение в том, что мощи Святителя находятся под особым покровом Божиим.

11 июня 1783 года при сильном ветре в Вознесенской обители вспыхнул пожар. На тушение сбежался народ, но удержать стремительное распространение огня не удавалось. Пламя охватило каменные строения обители, что уж говорить о деревянной Тихвинском храме! Ни у кого не было надежды на спасение от огня нетленных мощей угодника Божия. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, Преосвященному Михаилу (Миткевичу), чтобы благословил вытащить мощи из склепа. «Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, — ответил тот, — то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь». Вскоре после этих слов огонь, уничтоживший многие монастырские строения, потерял силу над осененным Божественной благодатью храмом. Милостью Божией храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери простоял до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда. В летописи Иркутска свидетели пожара записали:

«В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви — две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где Архиерей погребен».

Чудеса от мощей Святителя множились. Отовсюду епархиальному начальству шли письменные свидетельства о молитвенном заступничестве первого Архипастыря земли Иркутской. В последних числах сентября 1800 года Преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. В Иркутске тогда находились с инспекцией сенаторы Ржевский и Левашов, которые также направили Владыке Вениамину письмо:

«Как самовидцы не только нетленности тела сего, как сами обонявшие благоухание, как личные свидетели повествований о его многоразличных чудес поставляем себе долгом иметь от Вашего Преосвященства, десять лет управляющего епархиею, все сведения о нетленном чудотворце для доклада по нашей обязанности Государю Императору».

Преосвященный передал сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Император Александр I потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный Владыка Иустин. Он лично освидетельствовал мощи Святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудесной помощи Божией по молитвам Святителя и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года сделал обстоятельный доклад Синоду. Доклад это содержал подробное описание освидетельствования мощей, проведенное для большей достоверности в присутствии светских лиц — губернатора Алексея Ивановича Толстого с чиновниками, городского головы купца Петра Авдеева со многими почетными гражданами. Все участники освидетельствования подтвердили действительную сохранность останков святителя. Гроб и облачение святителя были также в совершенном нетлении.

Прошло два года. Синод снова направил Владыке Вениамину запрос о том, не наблюдаются ли изменения мощей Святителя Иннокентия и не было ли за это время достопамятных событий.Преосвященный Вениамин отвечал, что перемен в состоянии мощей по-прежнему не наблюдается, всенародное почитание Святителя продолжается и ширится, что сам он, епископ Вениамин, «убежден совестью признавать ходатайство святого Иннокентия у милосердия Божия уважаемым». Синод после этого безмолвствовал ещё год. Наконец к первенствующему члену Синода митрополиту Амвросию и к обер-прокурору Голицыну было направлено представление от генерал-губернатора Сибири Селифонтова, в котором он, лично свидетельствуя нетленность мощей святителя, выразил своё и всей Сибири пожелание об открытии нетленных мощей.

Наконец в первый день декабря 1804 года Святейший Синод с Высочайшего соизволения Государя Императора объявил: тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября / 9 декабря н.ст. (так как в день преставления, 27 ноября, совершается празднование иконе Божией Матери “Знамение”).

Долгожданное известие об открытии мощей Святителя Иннокентия было получено в Иркутске 19 января (1 февраля н.ст.) 1805 года. В ближайшее же воскресение, через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству.

2 (15) февраля, на Сретение Господне, Преосвященный Вениамин, епископ Иркутский, принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 (22) февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, Крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.

Здесь мощи Святителя почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет они находились в Успенском храме Вознесенского монастыря и в 1872 году были возвращены под своды вновь благолепно отстроенного на старом месте храма Вознесения Господня.

В память о первом перенесении мощей Святителя в Иркутске ежегодно совершался торжественный и многолюдный Крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Традиция проведения этого Крестного хода была прервана в 1920 году.