Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
06.10.2018
0:00
Новости Патриархии

Митрополит Киевский Онуфрий: “В Церковь можно войти, из неё можно выйти, но создать – невозможно”

patriarhia 0610Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью порталу Информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви ответил на актуальные вопросы о церковной ситуации в стране, а также дал духовные наставления пастве.


— Владыка, как Вы относитесь к тому, что вопросы Церкви зачастую пытаются решать те, кто к ней не принадлежат? Порой создается впечатление, что такие люди заботятся не столько о духовности народа, сколько о личных интересах…


— Использование Церкви ради удовлетворения собственных корыстных целей является настоящим цинизмом. Ни к чему хорошему это не приводит. Вспомним житие пророка Божия Илии, когда Израильское царство разделилось на две части из-за политики царя Ровоама — наследника Соломона. У Ровоама остались только колено Иуды и часть колена Вениаминова. Остальные десять колен создали Северно-Израильское царство, жители которого продолжали посещать Иерусалимский храм. Тогда новоизбранный царь Северно-Израильского царства Иеровоам I решил ввести другую религию, т.е. «свою церковь», как принято говорить сегодня. Он так и сделал: поставил в своем царстве идолов, начал им поклоняться и заставлять других это делать. Израиль впал в язычество, и к нему был послан пророк Илия. Но люди его не слушали, и за это они получили заслуженное наказание — засуху, которая длилась три с половиной года. После этого Илия обличает всех языческих жрецов и лжеучителей. По его молитвам Бог дает дождь и весь народ исповедует истинную веру. Этот сценарий, на протяжении человеческой истории, сильные мира сего повторяли много раз, но всякий раз Божия правда побеждала. Верю, что так будет и в настоящее время.

 

— Что бы Вы сказали тем, которые и по сей день заражены духом нечестивого Иеровоама?


— Церковь «моя» не бывает. Она создана Самим Господом и является Его Телом. Христос — Глава Церкви, а мы — всего лишь ее части. Никакой человек не может заменить Бога. Поэтому нам всем надо запомнить простую истину: в Церковь можно войти, из нее можно выйти, но создать — невозможно, иначе это уже будет другая церковь, не Христова. Если кто-то хочет жить хорошо и получить Божие благословение, то надо не Церковь разрывать, а самому прилепиться к Церкви через горячую веру и благочестивую жизнь.

 

— Говорят, что есть вера ума и вера сердца. В чем разница между ними?


— Большинство людей верит в то, что Бог есть. Этого для спасения мало. Нужно не просто признавать Господа, но и всецело доверять Ему и исполнять Его волю. От слышания слов появляется вера ума. А вера сердца рождается от исполнения Божественных законов. Находясь в трудных обстоятельствах, человек должен смиряться, и таким образом он становится способным вмещать в себе благодать Божию.

 

— Чтобы остаться верным Богу, нужно пройти через многие трудности и испытания. Как в таких случаях избавиться от недоверия и страха?


— Человек создан для того, чтобы быть сосудом Божественной силы и благодати. Они почивают на тех, которые исповедуют истину. Кто теряет правильные понятия о Боге и своем назначении, тот впускает в свое сердце страх. Безответный страх указывает на отсутствие согласия с Господом. Чтобы привести в порядок свой дух и вырвать его из холодных объятий животного страха, нужно усердно трудиться в посте и молитве. Если мы доверимся Богу, то благодать покроет нас во всех трудностях и испытаниях земной жизни. Тогда любые испытания станут такими же незначительными, как комариный укус. Но если человек пребудет самонадеянным, то даже самое маленькое испытание будет восприниматься им как укус кобры.


— Как понимать слова о том, что для получения спасения нужно сораспяться Христу (Гал. 2:19)?


— Сораспинается Христу тот, кто связывает себя Божиим Законом, кто связывает себя узами любви к своему Творцу. Спаситель сказал: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Через исполнение Христовых заповедей мы свидетельствуем о своей любви к Богу своей жизнью, а не декларациями, заявлениями и восторженными восклицаниями. Исполняя Божии заповеди, человек становится способным отвергать все соблазны мира. Т.е. он делается мертвым для искушений, он сораспинается Христу. Так проводили свою жизнь все святые, которые распинали себя Христу каждый день. Своей благочестивой жизнью святые были украшением земли, а сегодня они являются молитвенниками за всех нас грешных. Так должны поступать и мы. Связывать себя узами Божественной любви. При этом нужно не ожидать удобного случая, а заставлять себя к этому постоянно и добровольно.

 

— Если человек будет себя понуждать, он почувствует определенные ограничения…


— Человек, который удерживает себя от греха, имеет от Бога такое утешение, какое невозможно представить. Он получает то счастье, которого ищут все. Правда, одни ищут его в богатстве, другие — во славе человеческой, третьи — в алкоголе или наркотиках. Но там его нет. Подлинное счастье может быть лишь у того, кто связывает себя узами священных заповедей Божиих. Такое счастье радует человека, и эту радость отнять у него невозможно.

 

— Вы согласны с мнением о том, что священнику легче угодить Богу, нежели мирскому человеку, обремененному разными заботами?


— Господь смотрит не на облачения, а на наши дела. Не важно, кто ты, — священник или простой мирянин. Все мы обязаны исполнять заповеди Бога. Кто старается жить по заповедям Божиим, тот и благоугоден Богу. Эти заповеди определяют то пространство, в котором мы призваны находиться, чтобы достигнуть спасения. Исполняя Божий закон, человек тем самым проявляет желание быть со Христом.


— Какие духовные плоды Господь требует от нас?


— Как пишет святой апостол Павел, такими плодами являются любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). В разное время Господь присылает Своих слуг, через которых мы могли бы передать Богу эти плоды. Кто эти слуги? Нищие, бездомные, сироты и даже наши обидчики. Когда кто-то просит милостыню, ее нужно дать или хотя бы помолиться за такого человека. Так Бог принимает от нас плод милосердия. Если меня поносят, обзывают, клевещут, то я должен благодарить Господа за это. Так приносится плод терпения. Если же меня ненавидят, то я должен не мстить, а приносить плод любви. Проходя с благодарностью и смирением испытания, мы пожинаем добрые плоды Божественной благодати.

 

— Путь в Царство Небесное открыт через Воскресение Христово. Что же требуется от нас, чтобы наследовать жизнь вечную?


— От нас требуется только одно — захотеть. Мы призваны откликнуться, послушаться гласа Божия и пойти в Его Царство, пойти узким путем, определенным Божественным законом.

 

— Так просто?


— Это только так кажется. На пути ко спасению встречается множество препятствий. Для их преодоления нужно прилагать усилия. К примеру, Господь призывает в храм. Но у многих из нас возникает желание заняться делами житейскими: машину отремонтировать, сходить на рыбалку, пойти к друзьям повеселиться или просто отдохнуть. Еще один наглядный пример: по совету святых отцов надо молиться каждый день. Но у человека появляется множество дел: утром — некогда, днем тоже куда-то спешим, а вечером — мы устали. Т.е. у людей, пытающихся следовать призыву Божию, плоть, мир и диавол создают помехи. Становится человек на молитву, а в голове роится тысяча всяких мыслей: мол, надо позвонить туда-то, сказать то-то, сделать что-то. Когда требуется помочь бедному или больному, у нас тоже нет времени. Если мы повинуемся этим помехам, то становимся неспособны войти в Царство Небесное.


— Выходит, что мы должны всегда понуждать себя на служение Богу?


— Да, так сказал Сам Господь: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Когда Бог призывает, я должен все оставить и уделить Ему хотя бы малое время: на 15-20 минут встать на молитву, два-три часа в неделю провести в храме. И тот человек, который себя понуждает, — восхищает Царство Небесное. Проявляя послушание Богу, такой человек становится благословенным. Он идет тем путем, который ведет к жизни вечной.