Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
19.07.2024
10:51
Архиерейское служение

Торжественное богослужение в Свято-Троицкой Сергиевой лавре

Епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий принял участие в торжествах, состоявшихся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

В канун празднования памяти преподобного Сергия Радонежского (в воспоминание обретения мощей в 1422 году), вечером 17 июля 2024 года епископ Алексий в соборе архиереев сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу на Всенощном бдении.

Богослужение состоялось на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского. Для совершения праздничных всенощного бдения и Божественной литургии на Соборной площади был устроен помост, а перед Успенским собором лавры — престол под сенью.

В праздничный день 18 июля 2024 года / 5 июля по Церковному календарю епископ Алексий в соборе архиереев сослужил Предстоятелю Русской Православной Церкви в совершении Божественной литургии.

В богослужении, которое состоялось на Соборной площади, участвовали также архиереи и духовенство Поместных Православных Церквей: митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; епископ Ремезиянский Стефан, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле; протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке.

После Литургии Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом:

«Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

В этот особенный для нашей Церкви и, не убоюсь сказать, для нашего Отечества день хотел бы всех вас сердечно приветствовать на месте подвижнических трудов святого преподобного Сергия.

Пример преподобного Сергия свидетельствует о силе Божией, ведь сказано, что Бог силой Своей может из камней соделать детей Аврааму (см. Мф. 3:9). Он может из смиренного монаха соделать лидера огромной нации — человека, способного вдохновить на борьбу народ в самый тяжелый момент его истории. И не просто вдохновить, но убедить, что победа непременно будет за Отечеством нашим. Ведь все понимали: если Преподобный призывает идти на войну, то не ради погибели, но только ради спасения. И эта вера в провидческую силу Преподобного, в его благочестие, в его жизненный подвиг и стала тем сигналом, который действительно вдохновил и направил воинов наших на Куликово поле, где и была одержана победа. По молитвам преподобного Сергия воинство наше сумело защитить страну нашу, а затем изгнать противника.

Иногда для анализа тех или иных исторических событий светские ученые используют, что с их точки зрения совершенно справедливо, оценку возможностей. Так вот, не было тогда у нашего воинства возможности победить врага. И потому даже у самых критически настроенных историков — глубочайшее уважение к преподобному Сергию и, конечно, к мужеству и героизму наших воинов, которые одержали реальную победу над врагом. Эта история свидетельствует о том, что сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12:9). Но в какой немощи? Если немощь от нашей лени, от нашей слабости, от нашего нежелания учиться, от нашего нежелания нести подвиг, то от такой немощи никакой пользы нет, а только вред и для того, кто исполняется леностью, и для окружающих.

Но Господь всегда споспешествует тем, кто проходит свою часть пути навстречу результату, который взыскуется. Вот это мы все должны хорошо понять: благодать Божия не автоматически делает нас детьми Авраама, не автоматически дарует нам победу, а потому мы должны помнить о той части ответственности за результаты, которая лежит на нас. И это касается не только судьбоносных битв или каких-то исторических моментов — это касается многих моментов нашей личной и служебной деятельности, нашего служения Господу и Церкви.

Итак, уповаем на волю Божию, молитвой привлекаем Его благодать и сами трудимся в поте лица. Особенно сейчас считаю этот призыв трудиться очень актуальным. То, что происходит в мире, пугает. Происходит реальная апостасия — отказ от Бога, от Божественных заповедей. Да не просто отказ, ведь и в прошлом отказывались, — есть стремление построить могучую вселенскую цивилизацию без Бога и без всякого упования на Его Промысл, опираясь исключительно на свои силы. Знаем из Ветхого Завета, что все такого рода попытки, вплоть до строительства Вавилонской башни, рассыпались. Вот так и эта попытка создать благополучный процветающий мир, изгнав из него Бога, бессмысленна. И радуюсь тому, что все более и более народ наш это понимает. На своем личном опыте люди укрепляются в вере, ведь многие осознают, что действительно, как говорит русская пословица, без Бога — ни до порога, ничего сделать по-настоящему не удается.

Дай Бог, еще раз хочу сказать, по Его милости хранить подлинный суверенитет страны, ее свободу, ее независимость, а значит, обеспечивать и духовное, и материальное процветание. Об этом должны быть сегодня наши молитвы. В судьбоносное время, дорогие владыки, судил нам с вами Господь нести архипастырское служение. Дорогие отцы, вам также напоминаю об этом, чтобы каждый нес свое пастырское служение с дерзновением, не жалея сил своих. И, обращаясь к верующим, к народу нашему, призываю хранить веру православную, стремиться устроять жизнь свою — личную, семейную, общественную, государственную — в соответствии с Божиим законом, чтобы иметь Божественное вспомоществование во всем, что мы совершаем.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу, правителей наших, народ наш от всякого зла. Аминь».