Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
08.11.2023
12:27
Подвиг веры

Лыткин Георгий Данилович 

18.04.1884 – 11.01.1938

«ЗАПРЕТИТЬ ВЕРУ В ХРИСТА НИКТО НЕ МОЖЕТ!»

Лыткин Георгий Данилович родился 18 апреля 1884 года  в селе Шерагул Тулунского района Иркутской области. Шерагул старинное сибирское село с крепким крестьянским укладом жизни. Семья, в которой родился будущий пастырь, была бедна, но благочестива. Молитву и Церковь Георгий знал с младенчества. В селе еще в середине XIX века действовала церковь во имя Михаила Архангела. Кроме того, действовали две часовни: одна при въезде в село, другая у погоста.

Маленький Георгий учился грамоте по Псалтырю и Часослову. Один год Георгий Лыткин обучался в церковно-приходской школе, которая, как тысячи других по России, была организована в селе по высочайшему указу Александра III об устроении начальных народных школ. Этого начального образования, сопряженного с глубинным знанием народной жизни и Божьих заповедей, ему хватило на всю его недолгую, но многотрудную жизнь.

В 1906 г. по рекрутскому набору Георгия забирают в царскую армию, где он верой и правдой прослужил два года. Вернувшись в родное село, Георгий Данилович женился. Бог дал детей. Их в семье Лыткиных было четверо. Жили крепким хозяйством. Лыткины держали лошадь, корову, ягнят, птицу. В доме была швейная машинка.

С 1911 г. Георгий Данилович служит в приходской церкви: он исполняет обязанности псаломщика, совмещая это служение с работой сторожем. Ему около тридцати лет. Это высокий, черноволосый, черноглазый мужчина. Он вызывает всеобщее уважение своей основательностью, строгостью жизни и надежностью, привлекает к себе сельчан добросердечием и умом, просвещенным светом веры. В сторожку к молодому псаломщику идут за советом, за помощью, и получают сердечное утешение.

Революцию Георгий Данилович не принял. Его глубоко оскорбляло враждебное отношение Советской власти к Церкви. Чем уверенней чувствовали себя на местах коммунисты, тем больший размах приобретал творимый ими произвол. И вот, в эти тёмные для Церкви времена Георгий Данилович принимает решение стать священником. В 1926 году епископ Ираклий (Попов), в то время управлявший Иркутской епархией, рукополагает сорокалетнего церковнослужителя в сан иерея. Владыка назначает новопоставленного священника в село Каразей Куйтунского района, где действовала церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Это был новый деревянный храм с колоколенкой, освященный в 1913 году.

Свое служение отец Георгий начал с создания крепкого прихода из надежных зажиточных крестьян, которые не оторвались от Церкви и сохраняли традиционный уклад жизни. Но именно против этой части крестьянской Руси восстала новая власть, развернув кровавую компанию борьбы с «кулаками» и «мироедами».

Репрессии обрушились и на семью Лыткиных. В 1929 году принадлежащее им хозяйство забрали в колхоз. Отец Георгий остался без дома. К тому времени он овдовел. Семейные заботы с ним разделяла престарелая мать Феоктиста, семидесяти пятидесяти лет от роду. Старшему из детей в то время исполнилось 19 лет, а младшей девочке – 9 лет. Отцу Георгию приходится много трудиться. Кроме службы на Каразейском приходе, он часто выезжает с требами по приходам Тулунского и Куйтунского районов – туда, где уже не было священников.

В феврале 1930 года отца Георгия арестовали. Его обвинили в пособничестве кулацкому элементу и антисоветской агитации. Из показаний свидетелей возбужденного дела видно, что агитация эта выражалась в твердом противостоянии закрытию Церкви в селе и в защите ни в чем неповинного, трудолюбивого и надежного крестьянского люда. На допросах отец Георгий вел себя достойно, вины своей не признавал, указуя, что в проповедях своих руководствовался только выдержками из Евангелия и Библии, чтением сочинений Иоанна Златоуста. В результате дело за недоказанностью обвинения закрыли. Отсидев два с половиной месяца в Иркутском изоляторе, священник вернулся к семье и прихожанам своего храма.

За последующие пять лет отец Георгий укрепился в служении, обрел верный и большой авторитет среди православных односельчан. Несмотря на массированную агитационную атаку, сельчане крестили детей, причащались Святых Христовых Тайн. Проповеди батюшки передавались из уст в уста, из дома в дом и действовали на православных гораздо сильнее, чем агитки властей.

В селе нарастало противостояние сельского совета, вобравшего в себя сомн безбожников, и церковного совета под руководством отца Георгия. Из сельского совета летели в город доносы, акты, протоколы обвинительных собраний. Церковный совет, в свою очередь, указывал на хулиганские бесчинства натравленной на Церковь молодежи, на кощунство и хулу. Власти пытались под видом ремонтных работ описать церковное имущество и выселить приход их храма. Отец Георгий приказывал закрывать церковь и не пускать комиссию дальше крыльца.

Насколько крепкими оказались позиции православной общины в Каразее, говорит тот факт, что ученики местной школы не только посещали храм, но и говели, готовились к святому причастию по полному чину. Так в апреле 1935 года, по признанию самого батюшки, на страстной неделе говело до 40 учеников школы. «Молитесь Богу, ходите в Церковь – призывал неустанно отец Георгий – не крестить ребенка, значит предать его душу антихристу… Ребенок такой будет скитальцем на белом свете… Запретить вам верить в Христа никто не может». Под влиянием проповедей ученики вступали со своими учителями в религиозные споры и по временам больших праздников вместо школьных занятий шли в Церковь. Информаторы доносили власть держащим, что за время с 15 марта по 30 апреля 1935 года говело и причащалось 164 ученика с 8 до 15 лет. Это в советской России считалось недопустимым.

29 апреля 1935 года отца Георгия вновь арестовали. Ему было уже за пятьдесят лет. Скорби и мытарства, неустанное бдение и труд сильно подорвали здоровье священника. Но на следствии и допросах он, как всегда, был сдержан. От веры не отрекался: «Я призывал производить обряды церковные, т.е. похороны, крещение… ходить в церковь и верить Богу… а антисоветскую агитацию я не вел».

Сфабрикованное дело по обвинению отца Георгия возвращают на доследование. Вновь и вновь призываются свидетели, но сельчане крепко стоят за своего батюшку. В конце концов власти вынуждены были дело Георгия Лыткина «ввиду маловажности состава преступления» прекратить. Со священника взяли подписку о невыезде, и 21 июля того же года он вновь возвращается в Каразей.

В марте 1937 года отец Георгий переводится на служение в село Барлук Куйтунского района. Это место его последнего подвига. Здесь он встречается со старостой Барлукской церкви во имя Успения Божией Матери Андреем Осиповичем Лапкановым, человеком столь же горячей веры, стойким и убежденным. Оба подвижника пламенно и безоглядно проповедуют в селе святую православную веру. Сразу после приезда батюшки в Барлуке число говеющих возросло в два раза. В сентябре 1937 года обоих подвижников арестовывают и предъявляют обвинение в участии контрреволюционного заговора.

«Я, Лыткин Георгий Данилович в контреволюционной организации не участвовал, – говорит он на допросе. – Я как служитель культа занимался отправлением религиозных обрядов, которые не считаю контреволюционными». Следствие на этот раз было коротким и не обременялось свидетельскими показаниями. Поскольку отец Георгий виновным себя не признал, никого не оговорил и от веры не отрекся, его приговорили к расстрелу. Приговор прозвучал 11 декабря 1937 года. А ровно через месяц, 11 января 1938 года, священника расстреляли.

Жизнь иерея Георгия Лыткина является примером яркого исповедничества и подвижничества перед Господом до самой мученической смерти. Он с достоинством прошел сквозь горнило испытаний, и сибирская земля имеет в его лице горячего заступника и молитвенника на небесах.  

Историк Т.А.Крючкова

Источники:

1. Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области, АУД № 609,  АУД № 10382, АУД 15204.

2. Жертвы политических репрессий Иркутской области: память и предупреждение

будущему. Т.5. Л-М. – Иркутск, 2002. – С.270.

Фрагмент фото 1928 года.
Отец Георгий в центре (между двумя другими священниками).