Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
15.05.2018
0:00
Архиерейское служение

Святейший Патриарх Кирилл: Если человек не хочет верить, он не поверит даже исцелению слепорождённого

Patriarh 130513 мая 2018 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге в связи с завершением масштабных реставрационных работ и Божественную литургию в новоосвященном храме.


Были освящены три престола: центральный — в честь Святой Живоначальной Троицы; северный — в честь святого мученика Иоанна Воина; южный — в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.


Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в новоосвященном храме Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Сегодня последнее Пасхальное воскресенье, и оно посвящено воспоминанию о чудесном исцелении Господом и Спасителем слепорожденного человека — того, кто от рождения не видел света, не имел представления о том, как выглядит окружающий мир (Ин. 9:11-38). Трудно представить, как тяжело было этому человеку жить в такой темноте, никогда не видя Божиего света. И Господь, сжалившись над несчастным, исцеляет его.

 

Казалось бы, очевидное чудо, но как по-разному люди реагируют на это явление Божией силы! Евангелие повествует нам, что иудеи не просто не приняли этого чуда — они стали доискиваться, какой силой Этот Человек мог такое совершить, попутно обвиняя Его в нарушении закона субботнего дня: мол, если Моисей воспретил людям трудиться в субботу, то и чудеса в субботу нельзя совершать.

 

Нам, знающим всю последующую историю христианства, трудно себе представить, откуда могла быть такая реакция людей. Но на самом деле всё, что произошло тогда в Иерусалиме, происходило и во все последующие времена, как происходит и в наши дни. Люди не верят очевидному, если оно расходится с их пониманием окружающего мира и человека; если очевидное явление бросает вызов их идеологическим, политическим, бытовым и прочим предрассудкам.

 

Возникает вопрос: почему же так происходит? Почему события, в которых очевидно явлена Божия сила, одни так и воспринимают, а другие видят в них лишь случайное стечение обстоятельств, не имеющее к Богу никакого отношения? Например, происхождение мира. Казалось бы, совершенно ясно: ничто не может произойти в этом мире без участия Творца. Разве мог сам собой построиться этот собор? Какая бы ни происходила эволюция окружающего мира, такое просто невозможно себе представить, — только человек мог создать это величественное здание. Но насколько же превосходит этот собор Вселенная с ее законами, с ее многосложностью! Однако люди всерьез отрицают Творца и говорят, что все произошло случайно: случайно что-то взорвалось, случайно сложилась гармония космоса, случайно появилась Земля с ее пригодными для жизни условиями; и всё на Земле также случайно — и растения, и животные, и человек. Казалось бы, как можно в такое верить, но люди не просто верят, — они пытаются всё это доказывать, а если кто-то разделяет противоположные взгляды, то очень часто в современном обществе он подвергается обструкции как человек, не понимающий истории развития Вселенной и общества.

 

Так вот, возникает вопрос, почему же для одних есть чудо, а для других чуда нет. Мне приходилось в своей жизни встречаться с людьми, которые говорили: «Я в Бога не верю, но если бы сейчас на моих глазах произошло чудо, я бы поверил». Обычно я отвечал им так: «Даже если десять чудес произойдет, вы не поверите. Вы испугаетесь, вы стушуетесь, вы будете искать объяснения, но не поверите». Поэтому реакция иудеев на то, что произошло в древнем Иерусалиме, вполне закономерная. Если человек не хочет верить, если его душа не предрасположена к вере, он не поверит даже исцелению слепорожденного.

 

А разве не чудо всё то, что с нами произошло, — с нашей страной, с нашим народом? Помню этот собор закрытым — еще мальчиком я ходил вокруг и спрашивал родителей, почему здесь не служат. Они объясняли мне, почему служб нет, и казалось, что собор никогда не возродится к жизни, как и многие другие храмы тогдашнего Ленинграда, а если даже возродится, то трудно представить, кто в такой храм будет ходить. Многие так думали, даже верующие, но вот произошло Божие чудо — воскрешение веры в нашем народе. Мы с вами молимся в храме, который по всем законам общественного развития никогда не должен был вновь стать храмом, — но сегодня мы его торжественно освятили, наполнили эти стены и молились пред его святынями.

 

Чудеса свершаются, потому что Господь по молитвам людей вторгается в нашу жизнь. Собственно говоря, что такое молитва? Молитва — это ведь и есть просьба о большом или маленьком чуде. «Помоги, Господи», — когда уже ничто помочь не может. «Исцели, Господи», — когда прозвучал страшный приговор врачей. И мы знаем, что Господь помогает и исцеляет. У меня была возможность слышать от просвещеннейших медицинских работников свидетельства о Божиих чудесах, когда приговоренный к смерти человек исцелялся. Но опять-таки кто-то в это поверит, а кто-то начнет искать объяснения, — всё зависит от того, насколько люди способны принять Бога, насколько открыты навстречу Богу их разум, их воля, их чувства. Недаром у Василия Великого содержатся замечательные слова: «Богопознание возможно лишь тогда, когда человек знает Божии заповеди и исполняет их, то есть когда человек стремится жить по Божиему закону. Тогда его разум, его чувства, его воля открываются навстречу Богу, и он становится способным верить в Господа и Спасителя, даже не будучи свидетелем каких-то потрясающих чудес».

 

Поэтому в день, когда Церковь вспоминает чудо исцеления слепорожденного, у нас есть основания подумать о нас — о народе нашем, о Церкви нашей, о каждом из нас, — чтобы Господь явил и над нами Свое чудо, чтобы мы никогда не потеряли духовное зрение, способность различать духов, способность отличать добро от зла, правду от лжи, способность верить в Господа вне зависимости от влияния окружающей среды, хранить в сердце веру и жить по законам этой веры. И да поможет нам Господь укрепить свою веру опытом истории нашего народа, а, может быть, и личным опытом каждого из нас. Да поможет нам Господь хранить веру вопреки всяким сомнениям, помня, что через веру мы соединяемся с Богом и через веру Господь входит в нашу жизнь, в том числе совершая великие и славные чудеса. Аминь. Христос Воскресе!

 

***

 

Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка (Троице-Измайловский собор) был построен в царствование и на средства императора Николая I во второй четверти XIX века в стиле ампир. Строительство храма на месте обветшавшей деревянной церкви было поручено архитектору Василию Стасову. 25 мая 1835 года состоялось освящение нового Троице-Измайловского собора, который до середины XIX века оставался самым большим в Петербурге. Его высота составляет 80 метров, храм вмещает более 3000 человек.


Собор построен для солдат и офицеров лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России, наряду с Преображенским и Семеновским. Полк основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и назван по подмосковному селу Измайловское, участвовал во многих судьбоносных для Российской империи сражениях.


В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородино и Кульме. В витринах хранились ключи от взятых крепостей и городов, а также мундиры шефов Измайловского полка — российских императоров. В знак одержанных русским воинством побед на стенах собора были размещены трофейные знамена и знамена полка.


В память о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на площади перед собором в 1886 году был воздвигнут памятник «Колонна воинской славы», сложенный из трофейных турецких пушек. В 1930 году колонна была разобрана и переплавлена. Памятник по инициативе прихода Троице-Измайловского собора был восстановлен в 2005 года.


Расположенный вблизи казарм и являясь полковым храмом, Троице-Измайловский собор был популярен среди петербуржцев. В 1867 году здесь состоялось венчание Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной. Осенью 1894 года в соборе отпевали композитора и пианиста Антона Рубинштейна. Прихожанами храма в разное время были Иван Крылов, Гавриил Державин, Федор Достоевский, Сергей Прокофьев и другие известные люди культуры. При соборе действовали приют для детей-сирот военных с лазаретом и общество помощи бедным, в состав которого входили причт собора, офицеры полка и состоятельные прихожане.


После революции 1917 года в связи с ликвидацией Измайловского полка Троице-Измайловский собор стал приходским. В 1933-1938 годах был кафедральным собором Ленинградской епархии. После окончательного закрытия в 1938 году храм предполагался к сносу или перестройке его в городской крематорий. В годы Великой Отечественной войны собор значительно пострадал от артобстрелов. После войны храм использовался как неотапливаемый склад, вследствие чего здание постепенно пришло в упадок.


Возвращение верующим Троице-Измайловского собора состоялось в 1990 году. Восстановительные работы начались в 1996 году. В 2006 году храм сильно пострадал при пожаре главного купола. Окончательно масштабные реставрационные работы в соборе завершились к апрелю 2018 года.


Главной святыней собора является икона Святой Троицы, написанная по мнению экспертов около 1406 года, что делает ее старейшей иконой среди находящихся в петербургских храмах. До революции образ находился в монастыре, был изъят советскими властями и впоследствии продан за рубеж. Икона находилась в частной коллекции и была широко известна среди искусствоведов, демонстрировалась на многих выставках. Образ был выкуплен, и в 2003 году от имени Президента РФ Владимира Путина подарен Троице-Измайловскому собору.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси