Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» подвели итоги работы
3 июля 2018 года круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» продолжил свою работу в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга.
В президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Почаевский Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Варсонофий. Глава Санкт-Петербургской митрополииподчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре. Владыка Варсонофий также напомнил игуменам и игумениям, что принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому так важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», — сказал архиерей.
Работа секции была открыта выступлением епископа Лидского и Сморгонского Порфирия. В частности, он поделился с участниками круглого стола своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и какие бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе: «Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова им же несть управления, падают аки листвие (Притч. 11:14)». Особо докладчик отметил, что послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.
Иеромонах Даниил (Константинов), наместник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Послушание “о Христе братии” — что это означает в контексте монастырской жизни» на примерах жития близких нам по времени святых показал, насколько важным является для монаха послушание, оказываемое равным по чину. Жизнь монаха-послушника проходит в ежедневном соприкосновении с такими же, как и он, иноками. Оказывать послушание братии в обыденных ситуациях значит приобретать навык отсечения собственной воли — качества, которое отличало святых учителей монашеской жизни.
Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря (Санкт-Петербургская епархия) игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис, что монастырский устав является школой послушания. Большинство приходящих в монастырь, отметила матушка, имеют смутные познания о вероучении и слабые навыки церковной жизни. В этих условиях изучение устава и усвоение его на практике становится для монашествующих насущной задачей. Первым шагом к добродетели послушания при поступлении в монастырь является согласие новоначального с уставом монастыря. Устав обители изображает спасительный образ жизни как целостную систему подвижничества: распределение времени суток, молитва храмовая и келейная, чтение святых отцов, бдение, поклоны, правила поведения, труды и прочее. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогают монаху стяжать добродетель послушания, выводят его из мира страстей и вводят в жизнь по закону свободы и любви. Мы все призваны к тому, чтобы исполнить Предание, и значение монастырского устава в этом очень велико. В условиях нашего времени, когда не много осталось живых носителей Предания, соблюдение устава приобретает особое значение, — подчеркнула матушка Илариона.
Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, раскрывая тему доклада «Враги послушания — вопросы: “А почему я?”, “А зачем?” “А может, лучше по-другому?” “А если я не смогу?” и прочие — источник их происхождения и методы борьбы», заметила, что желательная часть души стала для современного человека определяющей весь его образ жизни. При высокой культуре интеллекта можно наблюдать крайне низкую культуру сердца. Кроме того, в глубоком кризисе оказался образ отца; нечто подобное можно сказать и об образе матери, — и как ни печально, это ощущается многими как освобождение. Приходя в Церковь, современный человек, по сути, возвращается к подлинному пониманию основополагающих истин. Наличие дара рассуждения, который невозможно приобрести без чистоты сердечной, трудно ждать от тех, кто идет в монастырь из мира. Вот почему советы исполнять послушание с рассуждением, или, выбирая обитель, присмотреться к действиям настоятеля, проверить их соответствие святоотеческому преданию, вряд ли имеют под собой почву. Борьба за послушание это борьба с ветхим человеком. И современный монах, вставший на путь послушания, встает на путь мученичества. Но как, по слову священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, нет христианства без Церкви, так нет и монашества без монастырей — орудия Промысла Божия в приобретении послушания.
Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга, продолжила тему обретения истинного послушания в докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца». В своем выступлении матушка Домника раскрыла жизненно важные для монаха проблемы управления своей свободной волей, которая всегда должна быть сознательно направлена к добру, чтобы человек не попал в рабство своему эгоизму. «Господь никогда не перестает стучаться в сердце монаха и подает ему множество случаев в повседневной жизни, чтобы он мог освободиться от этого внутреннего рабства и со свободою предстоять пред Богом», — заметила докладчица. Далее игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и, главное, одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. И содействие в этом монаху может оказать только молитва, с которой он будет обращаться непосредственно к Богу, прося у Него помощи и укрепления.
Если монах «творит послушание с терпением, жертвенным духом, молитвой, то он не только сам освящается, но и создает вокруг себя подлинно монашескую, духовную атмосферу… Монастырь не может существовать, если в нем не будет таких послушников с жертвенным духом», — сказала настоятельница. Особо она подчеркнула, что самая важная миссия игумена, игумении — научить братий и сестер совершенному послушанию, не только внешнему, но и внутреннему. Именно послушание дает монастырю жизнь. Именно благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир, и вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности, — этот вывод в конце доклада игумении Домники подвел своеобразный итог всех выступлений, прозвучавших на круглом столе.
После перерыва участники собрания смогли высказать свое мнение, поделиться опытом, попросить совета в формате свободной дискуссии на тему «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении». Ведущим дискуссии выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в своем вступительном слове особо подчеркнул роль игумена в воспитании у братии истинного послушания: игумен сам должен иметь навык послушания, оказывать послушание своему епископу. В противном случае бессмысленно требовать этого от братии. Мотивация послушания — не страх, не выгода, а смирение перед Богом, сказал владыка Георгий.
Для обсуждения были представлены вопросы, поступившие как от руководителей, так и от насельников монастырей. Вопросы касались самых разных сторон монастырской жизни в свете послушания: соотношения внешних попечений и внутреннего монашеского делания; мер заботы о материальном устроении обители; форм наказания за проступки; правил пользования электронными техническими средствами; выбора насельниками литературы для чтения и т.д.
По окончании дискуссии митрополит Георгий зачитал итоговый документ круглого стола, где была особо отмечена обстановка духовного единства, понимания и взаимного обогащения опытом, в которой прошло мероприятие.
Организаторы и участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения насущных проблем монашества. Искренняя благодарность за гостеприимство была также принесена митрополиту Санкт-Петербурскому и Ладожскому Варсонофию, настоятельнице Новодевичьей обители игумении Софии и всем, кто трудился над подготовкой данного собрания.
Также с благодарностью участники отметили организацию Новодевичьим монастырем в дни работы круглого стола ознакомительных экскурсий в Кронштадт с посещением музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского и предоставленную возможность поклониться святыням Санкт-Петербурга, осмотреть достопримечательности Северной столицы.
За два дня работы круглого стола было зарегистрировано 170 участников, в том числе, 13 архиереев, 60 игуменов, 38 игумений из 86 епархий Русской Православной Церкви.