Также опубликован проект нового ФГОС основной ступени (5-9-й классы), где в предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), являющейся в соответствии с документами Министерства логическим продолжением ОРКСЭ, преподавание религиозных культур по выбору семьи школьника вообще не предусмотрено [1]. В целом можно говорить о предполагаемой попытке ликвидации возможностей воспитания детей с учетом мировоззренческих и культурных потребностей семьи ребенка в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.
Преподавание религиозных культур в российской школе развивается с 1990-х годов. В 2000-х годах разные курсы православной культуры изучали тысячи детей во многих регионах России. С 2009 года преподавание Основ религиозных культур и светской этики включается в основную программу школы на основе принципов добровольности и свободы выбора. В настоящее время ОРКСЭ реализуется во всех школах России, религиозные культуры изучают более полутора миллиона (1 602 025) четвероклассников. Правовые нормы о преподавании религиозных культур по выбору, полномочиях соответствующих религиозных организаций, в том числе в разработке учебно-методического обеспечения, закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год).
В текущем учебном году Основы православной культуры для своих детей выбрали почти 40% родителей. В некоторых областях Центрального и Южного федеральных округов — более 80%. Даже при искусственно сохраняющемся уже 10 лет экспериментальном минимальном объеме преподавания (всего 34 урока в одном 4-м классе) изучение детьми духовно-нравственной культуры оказывает на них положительное воздействие, о чем свидетельствуют множество учителей и родителей. Еще в начале введения ОРКСЭ в 2010 году подавляющее большинство детей заявили о желании продолжать его изучение в последующих классах, больше половины родителей высказывались за преподавание ОРКСЭ в школе не менее пяти лет. Эту позицию разделяют многие педагоги.
Вместо ожидаемого расширения преподавания религиозных культур, педагогически обоснованного преподавания по всем уровням школы проект нового ФГОСа предполагает просто ликвидировать эту практику. Все запланированные нововведения лишают граждан России права обеспечивать общее образование своих детей, соответствующее их религиозным убеждениям, которое закреплено в законодательстве Российской Федерации, международном гуманитарном праве (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, протокол 1, ст. 2).
Решения о введении ОРКСЭ, преподавании религиозных культур по выбору с участием соответствующих религиозных организаций принимались на высшем государственном уровне власти, Церкви и других российских религиозных организаций. Они были утверждены поручением Президента Российской Федерации (от 02.08.2009 № Пр-2009), распоряжением председателя Правительства России (от 29.10.2009 № 1578-р). Отказ от этой важнейшей практики воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей в российской школе нанесет ущерб и гражданам, и государству, и Церкви.
В соответствии с нормой федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о привлечении религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, модулей, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии (ч. 6 ст. 87) Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви неоднократно обращался в Министерство просвещения Российской Федерации с предложениями, направленными на выполнение поручения Президента РФ В.В. Путина (от 15.12.2014 Пр-2876, п. 5) относительно совершенствования качества образования по ОРКСЭ. Также в Министерство просвещения неоднократно направлялись совместные предложения, согласованные всеми централизованными религиозными организациями — мусульман, буддистов, иудаистов, Русской Православной Церкви — участниками образовательного процесса по ОРКСЭ.
С сожалением констатируем, что все эти обращения не нашли должного отклика. Религиозные организации к разработке проектов новых стандартов, которые являются основным исходным элементом учебно-методического обеспечения общего образования, не привлекались.
Православные христиане, как и верующие других традиционных российских религиозных общин, являются патриотами России, ответственными гражданами, сторонниками суверенного развития Российского государства. Духовно-нравственное образование школьников на основе традиционной духовной культуры и нравственности народов России, повышение качества преподавания основ светской этики, традиционных религий (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 год) отвечает задачам укрепления Российского государства, гражданского единства, противодействия проявлениям экстремизма.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, представляя интересы православного сообщества в сфере общего образования, обращается к ответственным государственным структурам с призывом отказаться от утверждения проектов стандартов в данной редакции, выражает готовность к открытому обсуждению сложившейся ситуации и решению данной проблемы в конструктивном ключе, путем диалога, направленного на реализацию законных прав и свобод граждан России в сфере образования.
[1] Согласно методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей Основы религиозных культур и светской этики и Основы духовно-нравственной культуры народов России: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации…»