Вечером 14 июля 2018 года, в канун недели 7-й по Пятидесятнице, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий совершил всенощное бдение в кафедральном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в г.Саянске.
Владыке сослужили клирик Иркутской епархии, ключарь Богоявленского собора г.Иркутска протоиерей Василий Комарницкий, секретарь Епархиального управления иерей Владимир Данилко, ключарь кафедрального храма иерей Александр Муляр, иерей Владимир Завадич.
На утрени после чтения Евангелия, епископ Алексий совершил елеопомазание.
После богослужения владыка преподал верующим архипастырское благословение.
Пресс-служба Саянской епархии.
15 июля Православная Церковь торжественно отмечает Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот праздничный день особенно знаметелен для Русской Православной Церкви: он является праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве в VII веке.
После обретения священной Ризы Пресвятой Владычицы нашей и Богородицы Приснодевы Марии в V веке во Влахерне (северо-западном пригороде Константинополя), близ берега моря, был воздвигнут храм в честь Богоматери, в алтаре которого 2 июля (ст.ст.) 458 года был положен ковчег со святыней. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: “идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана”.
Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.
18 июня (ст.ст.) 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда – храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла верующих и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд 25 июня (ст.ст.) снял осаду Константинополя. 2 июля (ст.ст.), чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий и было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.
Вскоре, в октябре – ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора “любви и мира”. Важнейшим пунктом договора был прошение русских князей о Крещении. Продолжатель византийской “Хроники Феофана” говорит, что русское “посольство прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено”.
Князь Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции – списки епархий Константинопольского Патриархата.
Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. “Руссы, которые подняли руку против Римской державы, – писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, – в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших”. (Византийцы считали “подданными” всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) “И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью”.
Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни.