Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Саянская
епархия
По благословению
епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия
08.11.2023
12:13
Подвиг веры

Сеницкий Никодим Юлианович 

20.10.1883 – 11.01.1938

«ВЕДИТЕ В ЦЕРКОВЬ СВОИХ ДЕТЕЙ И ВЫ СПАСЕТЕ ИХ ДУШИ»

Сеницкий Никодим Юлианович родился 20 октября 1883 года в селе Бережки, Ровенского района, Волынской губернии. Родился мальчик в семье священника, и молитвенная грамота вошла в него с молоком матери. Никодим рос любознательным, много читал, но ядовитые влияния начала прошлого века мало тронули его душу: Никодим ни разу в жизни не усомнился в истинности православного вероучения. Он заканчил духовную семинарию, женился и еще до революции был рукоположен во священника.

Революцию отец Никодим не принял. Он стойко защищал Церковь, боролся с ограблением храмов и глумлением над верою отцов. Противодействие безбожникам в те времена расценивалось как контрреволюционная деятельность. В 1929 году отца Никодима арестовали и вместе с семьей выслали в Сибирь.

Священника старались не допустить к служению в Церкви и поначалу отцу Никодиму пришлось учительствовать и работать в Тулунской районной больнице. Выручили грамотность, собранность и ответственность за все то, за что он ни брался. Вместе с ним тяготы сибирской ссылки делила супруга Ксения Николаевна. Матушка учительствовала и воспитывала четверых сыновей: две пары близнецов (старшим по 8 лет, а младшим – по 2 года).

Однажды Господь свел отца Никодима с иереем Георгием Лыткиным, сибиряком, человеком горячей веры, мужественным и мудрым. В 1933 году он помог отцу Никодиму приступить к обязанностям настоятеля действующей в Шерагуле церкви имени Архангела Михаила. И впоследствии отец Георгий помогал Сеницкому в служении. Лыткин родился и вырос в Шерагуле, хорошо знал быт и характер своих земляков. Священники переписывались и по возможности встречались.

В Шерагуле по инициативе отца Никодима был создан активный Церковный совет, который боролся за каждую православную душу. Проповеди отца Никодима были пламенными. «Без Бога жить нельзя – убеждал он. – Почаще ходите в церковь, помните и почитайте Господом заповеданные праздники, причащайтесь сами, ведите в Церковь своих детей и вы спасете их души». Везде, где бы он ни был: в храме ли, на поле, в клубе или сельсовете – везде звучало его проникновенное, просвещенное светом Святого Писания и верою слово о спасении Отчизны и русской души только в Церкви. Он прозорливо предрекал конец Советской власти от ее безбожия. Конечно же, такие речи не могли остаться безнаказанными.

В сентябре 1937 года отца Никодима арестовывают. Ему вменяется в вину участие в контрреволюционной организации. Дело было грубо сфабриковано. Обвинители ничего, кроме горячей, убедительной веры, добросовестного исполнения священнических обязанностей и призывов не забывать Бога и Церковь, предъявить не могли.

«Участником контреволюционной организации я никогда не был, – с достоинством отвечал на обвинения отец Никодим, – и о существовании последней ничего не знаю».  Несмотря на усиленное давление следствия, он никого не оговорил, виновным себя не признал, от веры, Бога и Церкви не отрекся.

Его судили 11 декабря 1937 года, в один день с наставником, сомолитвенником и другом – отцом Георгием. Через месяц они вместе встали у расстрельной стены. Какие слова прощания, прощения, любви и веры были сказали в последний момент, мы не знаем, но, вне сомнений, это были высокие, Божьи глаголы, их пламень светит на нашей земле и поныне.

Примечание.

* В документах уголовного дела фамилия пишется в двух вариантах: Сеницкий и Синицкий, причем второй вариант встречается чаще, но паспорт был выдан на имя Сеницкого Н.Ю, и сам Никодим Юлианович подписывался: «Н.Сеницкий».

Историк Т.А.Крючкова

Сеницкие Ксения Николаевна и Никодим Юлианович (до иерейской хиротонии).